Алиса Сковородина
«Истребим именования вигов и тори, и пусть среди нас не слышно будет другого наименования, кроме как добрых граждан, открытых и верных друзей и отважных защитников прав человека и прав свободных и независимых Штатов Америки».
Томас Пейн, «Здравый смысл».
История знает множество случаев, когда люди, которые внесли огромный вклад в какое-либо дело, были отвергнуты современниками из-за простого непонимания всего масштаба совершенного. Такая участь постигла одного из великих людей Томаса Пейна – умнейшего человека, борца за правду и справедливость. Побывав на пике славы недолгое время, в концу жизни, вопреки всем реально достигнутым им результатам, он был подвергнут «изгнанию» как в моральном, так и в физическом плане. Но сначала необходимо разобраться, кто же такой Томас Пейн и почему его без сомнения можно назвать величайшим Отцом-основателем США.
Томас Пейн англичанин по происхождению, родился в 1737 году и вырос в семье квакера. Получив неполное школьное образование, он рано начал работать: сначала на своего отца, затем в налоговой службе, но оба раза обернулись для него провалом и он в 1756 году решает покинуть свой отчий дом. До 37 лет Томас скитался по различным работам и фактически жил в нищете, но удача повернулась к нему лицом, когда в 1774 году в Лондоне судьба свела его с Бенджамином Франклином. Он посоветовал ему эмигрировать в Филадельфию и помог Пейну в этом, сопроводив его рекомендательным письмом. В Новом Свете и началась совсем другая жизнь Томаса.
С этого самого момента Пейн решил посвятить себя журналистике, а в 1775 году он стал редактором Pennsylvania Magazine, в котором в этом же году были опубликованы несколько его статей, среди которых была одна о необходимости отмены рабства (African Slavery in America). Эта статья во многом повлияла на создание антирабовладельческого движения в Филадельфии, членом и основателем которого фактически и являлся Пейн. Хотя аболиционисты, естественно, существовали и до этого, но именно с выходом в свет статьи Пейна, движение получило широкое распространение среди американского народа.
Но наибольший отклик от революционно-настроенного общества США, как раз в то время заметно активировавшегося в своих действиях, вызвал вышедший в свет памфлет Пейна под названием «Здравый смысл» (Common Sense). В нем автор подвергает суровой критике английскую конституцию и монархию как таковую. Исследуя составные части конституции, он говорит о том, что «они являются порочными остатками двух древних тираний » (монархической тирании и аристократической тирании), и в общем и целом приходит к выводу, что конституция есть ни что иное как «абсурд». Он призывал народ прибегнуть к крайним мерам, а именно, начать вооруженные действия против колонизаторов. «Период дебатов закончился. Оружие как последнее средство решает сейчас спор» - именно так решительно и безальтернативно Пейн заявляет о необходимости начала серьезной борьбы. Ни один из многочисленно выходивших в то время памфлетов других авторов не шел в сравнение со «Здравым смыслом» Пейна, так как в нем уникальным образом соединились все главные идеи, отражающие вопрос о скорейшем отделении от Англии, и обоснование этого со всех точек зрения: экономической, политической, моральной, религиозной и т.п.
Памфлет с невероятной скоростью «разлетелся» по всей Америке. Каждый из 500 тысяч изданных экземпляров стал буквально настольной книгой во многих домах. И это неудивительно, ведь такое основательное описание всех недостатков существующего положения в Америке, твердо убедило и без того поднимающийся на борьбу народ, что необходимы активные действия для окончательного установления независимой демократической республики. Колонистов, воодушевленных памфлетом Пейна, почти незамедлительно захлестнула волна патриотизма: все жаждали независимости. Джордж Вашингтон буквально заставлял читать перед войсками прокламации Пейна о создании Соединенных Штатов, что, несомненно, очень вдохновляло армию. В итоге, в 1776 на Втором Континентальном конгрессе 13 колоний 4 июля была принята Декларация о независимости – важнейший исторический документ Америки (которая, кстати, с этого момента именовалась как «Соединенные Штаты Америки»).
Сам Пейн, которому, естественно, был далеко не чужд дух освободительного движения, решил вступить в ряды сражающейся армии. Хотя он и не преуспел в своей деятельности как солдат, но являясь непосредственным очевидцем всего происходящего, Пейн написал 13 прокламаций под общим названием «Американский кризис». Эти прокламации очень поддерживали солдат, которым была необходима опора, вера в праведность их дела. В них автор особенно яростно отстаивает идею того, что Англия виновна во многих бедах Америки, а американскую революцию называет несомненным благом.
Произведения Пейна сделали его невероятно знаменитым и, фактически, вторым по популярности после Вашингтона. После образования Соединенных Штатов он лишь за свои заслуги получил достаточно высокий пост – был назначен секретарем Комитета по иностранным делам. По идее, такую ответственную должность должен занимать квалифицированный специалист в данной области, а не публицист, которым по своей сути являлся Томас. Из-за его относительного непрофессионализма и недостаточности навыков для такой работы, Пейн допустил несколько непоправимых ошибок. Его обвинили в разглашении государственных секретов, и как следствие, уволили.
Свою деятельность он продолжил уже в Европе, куда уехал в конце 80-х годов. Революционная Франция как раз-таки оказалась на тот момент близка ему по духу, и он с новыми силами принялся защищать там идеи революции. Тогда и вышла его книга «Права человека» (1791 г.), в которой впервые в истории были основательно изложены принципы построения демократического общества. Трактат получил одобрение и восторженную реакцию со стороны Франции и Америки, ведь в нем нашли отражение совершенно новаторские идеи для того времени: равноправие женщин, отделение религии от государства, отмена монархического строя. Но пытаясь продвигать свои идеи во Франции тем же способом, как он это делал в Америке – настойчиво, резко и слишком прямолинейно – Пейн был признан Конвентом «враждебным иностранцем» и в 1793 году был арестован. В заключении Пейн написал большое произведение «Век разума», которое вызвало бурную реакцию и превратило его в вечного врага всего духовенства и всех верующих, так как в книге автор отвергал все церкви, иронически относился к Библии, и это далеко не всё. Сторонников Пейна становилось всё меньше и меньше, но появилась надежда на освобождение из тюрьмы. С помощью американского посла, Пейна освободили и он отбыл обратно в Соединенные Штаты Америки спустя почти 15 лет его отсутствия там.
Какого же было удивление Томаса, когда он обнаружил для себя совсем другую Америку так не похожую на революционную страну, которую он когда-то покинул. Его идеи были практически позабыты народом, а отношение к нему коренным образом изменилось - теперь, если в какой-нибудь газете и упоминали о нем, то, несомненно, рядом со словами, вроде «богохульник» и «преступник». Но Пейн, несмотря на все встреченные им трудности, не сдавался и не оставлял идею борьбы за правду, здравый смысл и демократию. В 1803 году вышло последнее сочинение Пейна «Письма к гражданам Соединенных Штатов», состоящее из 7 посланий президенту Джефферсону. Их содержание поражает – Томас Пейн фактически опередил свое время на сотню лет вперед, пытаясь описать модель международной организации (прототипом которой намного позже и стала Лига Наций, а потом и ООН), которая, по его мнению, была жизненно необходима для всего мира. Но письма Пейна были не поняты людьми и не восприняты всерьез. Так и не получив обратно хотя бы часть одобрения, которым когда-то пользовался Томас, он окончательно был забыт современниками и умер всеми покинутый 8 июня 1809 года. Трагично закончилась жизнь великого человека, без которого бы, возможно, Америка не стала бы такой, какая она есть сейчас.
Томас Пейн – человек, повлиявший на Америку как никто другой, должен быть почитаем и увековечен в памяти всех американцев. Но люди помнят в основном, только о таких Отцах-основателях, как Джордж Вашингтон, Томас Джефферсон и почти не вспоминают о самом яром защитнике демократии, о том, кто дал название Америке и создал ее политические основы и повлиял на моральные устои многих людей. Можно сказать, что американская нация навсегда остается в долгу перед величайшим мыслителем, философом и поборником правды Томасом Пейном.
Источники:
- Томас Пейн, «Здравый смысл». http://www.inliberty.ru/library/classic/516/
- Thomas Paine, «African Slavery In America». http://www.constitution.org/tp/afri.htm
- Moncure Daniel Conway, «The Life of Thomas Paine With a History of His Literary, Political and Religious Career in America, France, and England». http://books.google.ru/books?id=C7OtIZzFtTAC&pg=PT4&hl=ru&source=gbs_toc_r&cad=4#v=onepage&q&f=false
- Гольдберг Николай. «Томас Пейн». М.: Мысль. 1969. http://www.newsman.tsu.ru/files/kurmi/documents/history/paine_goldberg.pdf
- Thomas Paine, 'The Rights of Man' http://www.ushistory.org/PAINE/rights/index.htm
- http://www.ushistory.org/PAINE/
- http://americalit.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=8&Itemid=9&limit=1&limitstart=2
- http://www.let.rug.nl/usa/biographies/thomas-paine