На главную страницу


Акбота Худайкулова

На сегодняшний день 1,5 миллиарда  людей в мире говорят  на английском языке, а еще миллиард изучает его. В Германии для любителей фаст-фуда открыты свыше 600 ресторанов McDonald’s, в Австралии насчитывается около  635, во Франции и Англии- 625 и более 700  соответственно, не говоря уже о  Китае, самой большой в мире стране с населением свыше 1,3 миллиарда человек.  7 из 10 фильмов в российских кинотеатрах – американские. Большинство популярных мировых брендов находятся в США. Все вышеперечисленное  можно собрать в единое понятие – американизация или массовая культура США.

 

 Американизация

Американизация - процесс влияния США на образ жизни многих людей, на их музыкальный вкус, на предпочтения в одежде, на политику многих государств мира. За пределами Соединенных Штатов Америки данное понятие имеет порой отрицательное значение, так как ассоциируется с ущербом для традиционной культуры и обычаев. Что является источником неофициальной внешней культурной политики, или, как сегодня еще называют, “мягкой силы” США?

Голливуд – это  основной инструмент современной американской культурной политики, главный культурный продукт и идеологическое оружие  США.  Несмотря на то, что во многих странах мира, в том числе и в России, голливудский кинематограф  подвергают критике за его “бессмысленность”  и “бездуховность”, именно американская продукция, которая во многом предлагает свое видение тех или иных событий, пользуется большой популярностью у подавляющей части нашей планеты. Кассовые сборы американских фильмов во всем мире   настолько огромны, что порой становится сложно сосчитать цифры. Волей-неволей  зрители формируют свое представление об Америке   по  фильмам и воспринимают их как неотъемлемую часть американской культуры, которая транслируется во все регионы мира. Посредством кино американцы заставляют  население Земли  влюбиться в “ прекрасную картинку”.

 

Мягкая сила Америки  

1,5 тысячи специалистов в области кино определили 400 самых узнаваемых фраз из фильмов, первые 100 из которых являются американскими. Критериями должны были стать узнаваемость и влияние на современную массовую культуру. Номер один в списке стала фраза “Откровенно говоря, дорогая, мне совершенно наплевать” из фильма “Унесенные ветром”.

Другим важным средством формирования имиджа США на мировой арене являются средства массовой информации. Американское телевидение посредством спутников как вещает на весь мир, так и продает  свои программы, фильмы, сериалы телеканалам в самые разные точки планеты. Как мне кажется, телевидение для американцев - это некий идол, которому поклоняется вся страна. Свыше одного миллиарда людей в мире следят за новостными репортажами CNN. CNN выполняет функции проагандиста, который направляет как само  американское общество, так и общество зарубежных стран. Стоит упомянуть так же и “глобальную паутину” США, в числе которых всеми любимые социальные сети Facebook и Google. В начале 2013 года было зафиксировано свыше 700 млн активных пользователей Facebook  и более  300 млн людей, предпочитающих  поисковую систему Google.

 

Фэйсбук

Еще одна важная составляющая американского культурного экспорта и самой американской культуры - это музыка и музыкальный шоу-бизнес, продукция которого распространяется посредством СМИ: знаменитыми музыкальными каналами, как MTV, Интернетом и, конечно же, радиовещанием. Неоспорим тот факт, что американская музыка признана во всем мире. Джаз, рок-н-ролл, рок во всех своих проявлениях, хип-хоп – это далеко не полный список американских музыкальных стилей, ставших общемировыми. Интересен тот факт, что участники известной на сегодняшний день группы Red Hot Chili Peppers не просто так дали своей не менее знаменитой песне название “Californication”. В переводе с английского это звучит как “Калифорнизация”, а  все потому, что путешествуя по миру, солисты группы очень часто сталкивались с атрибутикой американской и особенно калифорнийской культуры в далеких от США странах. Кто сегодня не знает таких исполнителей, как Элвис Пресли, Майкл Джексон, Мадонна, Мэрайя Кэри, Рианна, Джастин Тимберлейк, Бейонсе?! Список  популярных и собирающих толпы людей в других странах мира американских исполнителей  можно продолжать до бесконечности.

 

Музыка США

Одним из главных инструментов современной американской культурной политики является сеть ресторанов McDonald’s. “Я хочу быть американцем! Америка – самое клеевое место на земле. У них там свобода слова и Макдональдс”, - писал Оззи Осборн, знаменитый британский музыкант.  Стартовав в 1940 году, К 1970 году товарооборот почти 16 000 ресторанов «Макдоналдс», расположенных во всех 50 штатах и в 4 странах за пределами США, составил 587 миллионов долларов. Макдоналдсу потребовалось 14 лет, чтобы сеть ресторанов распространилась и за океаном в таких странах как Япония, Германия, Англия, Франция, Австралия. В Канаде, где был открыт первый ресторан вне пределов США, радуют посетителей более 1000 ресторанов.  В одной  лишь Японии насчитывается около 2500 точек ресторанов Макдональдс. Быстро, вкусно и недорого - вот три  основных принципа, на которых основывается работа ресторанной сети Макдональдс.

 

Макдональдс везде

Неофициальная внешняя политика  США - это неконтролируемый  поток американской культуры, который направляется данной страной при помощи средств массовой информации практически во все уголки планеты.

 

По материалам:

1.  Самый первый Макдональдс в мире http://masterok.livejournal.com/1113112.html

2. Фролова О.А. “Мягкая сила” Внешнеполитической деятельности США: институты и механизмы формирования. М., 2010

3. Е.А.Костарева. СМИ как фактор “мягкой силы ” США. М., 2011

4. Г.Ю.Филимонов. К вопросу об истории внешней культурной политик США. М., 2011

5. Г.Филимонов. “Мягкая сила” культурной дипломатии США. М., 2010

6. http://readwrite.com/2013/09/20/deep-learning-facebook-artificial-intelligence#awesm=

7. http://www.insightedpsyc.com/blog/2012/2/18/personally-speakingthe-americanization-of-mental-illness.html

8. http://bootnation.blogspot.ru/2012_07_04_archive.html

9. http://www.lookatme.ru/flow/obschestvo/nedelya-v-tsifrah/83511-tsifra-nedeli-20-let-mcdonlds-v-rossii