На главную страницу


Дарья Лапенкова

«Я всегда играл только ту музыку, в которую верил.
Ведь, знаете ли, фанаты очень четко чувствуют обман».

Пол Маккартни, The Beatles

Огромную популярность в последнее время приобрело такое направление, как инди-рок. Групп, исполняющих музыку в данном стиле, становится все больше. Можно с уверенностью сказать, что это направление уже закрепилось в истории мировой и отечественной рок-музыки.

 

Для начала дадим определение термину «инди-рок». Инди-рок  (от англ. independent) - это обобщающий термин для обозначения широкого диапазона стилей и исполнителей, объединенных контркультурой и имеющих прямое отношение к рок-музыке1. Сначала термин «инди» использовали для обозначения музыкальных лэйблов, однако затем он стал обозначать вполне определенный музыкальный жанр. Независимость инди-рока можно понимать по-разному: это DIY идеология (do it yourself – сделай это сам) и независимость от модных музыкальных лэйблов, крупных компаний и мнения окружающих. Так, инди-рок предоставляет полную свободу в работе с музыкой: это исследования и эксперименты со звучанием, лирикой и эмоциями, что отличается от звука, создающегося в звукозаписывающих компаниях.

Традиционно инди-рок является жанром или «подразделом» альтернативного рока, имеющим, в свою очередь, отношение к року классическому. Разница в том, что альтернативный рок охватывает период, примерно датирующийся с 1970-х годов. Утверждают, что инди-рок возник как реакция на мэйнстримные течения: окончательное  отделение инди-рока от альтернативы произошло, по некоторым мнениям, в период, когда группа Nirvana, основанная друзьями Куртом Кобейном и Кристом Новоселичем в Абердине в 1987 году, влилась в мэйнстрим (вспомним, что Nirvana имела недолгую, но очень яркую историю: уже в 1989 году группа приковала к себе внимание тысяч людей, а настоящий успех пришел после сингла «Smells Like Teen Spirit», выпущенного и записанного в студии в 1991 году). Несколько ранее, в 1960-х, музыкальные продюсеры поняли, что музыка может стать прекрасным и очень прибыльным бизнесом. Но сделать этот бизнес можно далеко не на всех видах музыки и исполнителях, а лишь на тех, что смогут привлечь толпу, большинство, мэйнстрим, иными словами. В противовес «продажной музыке» и появилась контркультура.

 

 


Инди-рок стал реакцией на предпочтения мэйнстрима: для музыкантов была важна индивидуальность, а не подражание интересам большинства. Музыканты не ставили цели завоевать всемирную славу или заработать как можно больше денег, главная идея заключалась в свободе души и самовыражении. Ведь эта музыка развивалась где-то в подпольях, просто талантливыми людьми, движимыми идеями творчества.

Свои истоки музыка инди берет от музыкантов берегов туманного Альбиона2. Зарождение  происходило в 1970-х и сначала отличалось грубым звучанием и некоторой неотесанностью: очень часто это был гаражный рок. Эта музыка не знала широких раскрученных лэйблов и создавалась в узких кругах, друзьями, которые и концерты давали для маленькой аудитории, для семьи и своих приятелей. Но были и серьезные выступления: концерты на андеграундных городских площадках или просто на улицах.  Имели место любые эксперименты со звуком: музыка могла быть эксцентричной или слишком простой, таинственной и меланхоличной, чувственной и романтичной, мягкой и нежной, гипнотизирующей, мечтательной, откровенно лиричной. Внешний вид рокеров был простой и непринужденный, часто музыканты выбирали одежду из сэконд-хэнда, опять же в протест культуре потребления.

Но в 1980-х годах инди-движение выходит из подполья. Оно развивалось под влиянием прообразов колледж-сцен3, представители которых с успехом записывались на студенческом радио. На топовых позициях были песни групп R.E.M. (CША) и The Smiths(Великобритания). В основном это были представители джэнгл-попа (жанр альтернативного рока, отмеченный «возвращением к звенящим гитарам и популярным мелодиям 1960-х»4), отодвинув музыкантов синт-попа (музыкальный жанр, где главным инструментом является синтезатор) на второй план.

В 1980-х на сцене был также популярен инди-поп: он отличался мелодичностью, простотой и некоторой наивностью (а иногда музыканты и вовсе выступали с полным отсутствием профессионализма). В наше время термин инди-поп употребляют для обозначения любой альтернативной музыки с элементами классического попа или поп-рока.

В 1990-х альтернативная сцена преобразилась и претерпела значительные изменения. Набирает популярность стиль гранж, который буквально ворвался в мэйнстрим и достиг коммерческого успеха. Прославились группы Pearl Jam, Nirvana, Alice in Chains и Soundgarden; возродилось движение поп-панка в лице хорошо известных Green Day и The Offspring. Набирает популярность брит-поп, воплотивший в себя многое от инди-рока 1980-х и представленный такими группами, как Blur и Oasis.

 


Важно отметить, что термин «альтернативный рок», куда изначально входил и инди-рок, уже теряет свое первоначальное контркультурное значение. Альтернативный рок стал зависим от музыкальных корпораций и звукозаписывающих компаний, без помощи которых, безусловно, вышеупомянутые группы вряд ли достигли бы столь ошеломительного успеха. 

Самым успешным этапом развития инди-рока можно считать период с начала 2000-х годов и по сегодняшний день. С чем это было связано? Отчасти с изменениями во всей музыкальной индустрии. Происходит упадок роли физических носителей и подъем объемов продаж в цифровом формате. Огромную роль сыграл Интернет. Так, многие исполнители получили возможность рассказать о себе и своем творчестве людям со всего мира даже не выходя из дома. Большое количество коллективов стали популярными благодаря быстрому распространению о них информации через глобальную сеть. Ярким примером служит группа Arctic Monkeys,считающейся первой группой, ставшей известной благодаря Интернету.

Современная инди-сцена самобытна, но она отличается и влиянием,  оказанным предыдущим поколением рок-музыкантов  (например, The Beatles и The Rolling Stones). Наблюдается синтез классического звучания и электронной музыки, используются разнообразные музыкальные эффекты и намеренное искажение звука. Таким образом, инди-сцена сегодня – это синтез опыта, накопленного предшествующими поколениями. В то же время, инди-музыка достаточно непредсказуема, и нельзя с уверенностью сказать, что мы услышим завтра, хотя эксперты утверждают, что все меньшая роль будет отводиться гитарному звучанию. Так участник группы Kasabian – Серж Пиццорно -  высказался по этому поводу: «Это не означает, что гитарная музыка становится менее важной, просто людям нужно что-то новое. Стало трудно доминировать в этой культуре так, как это было раньше.» 5

Инди-музыка за всю свою историю успела покорить сердца миллионов людей, сегодня это один из самых процветающих жанров в музыкальной индустрии. Большие или маленькие группы, собирающие стадионы или еще не очень популярные, их объединяет одно - полная отдача творчеству и любовь того, чем они занимаются.

Среди самых популярных инди-групп можно отметить: Arcad Fire, Arctic Monkeys, The Black Keys, Bloc Party, Blur, Cat Power, Cheese People, The Doors, Florence and the Machine, Franz Ferdinand, Garbage, Imagine Dragons, Interpol, Motorama, Oasis, On-The-Go, Owl City, Phoenix, Pixies, Radical Face, Snow Patrol, The Ting Tings, The XX и другие.6

 

           

Список использованной литературы:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Инди-рок
  2. http://indieblog.ru/news/indy-rock-istoria-zarozhdeniya/
  3. http://www.lastfm.ru/tag/alternative/wiki
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Джэнгл-поп
  5. История развития инди-рока (1980-2000-е г.г.). Мажукин И.И., канд.ист.наук, доцент Нихочина А.А., Сибирский федеральный университет.
  6. http://music.open.ua/alboms/genre-29.html