Алина Гайфуллина
Глэм-рок (glam-rock) – это одно из направлений рок-музыки. Название происходит от английского «glamorous» - эффектный. Этот стиль просуществовал недолго: стремительно вспыхнув в начале 70-х, к концу десятилетия он постепенно сошёл на нет, но он был одним из доминирующих стилей того времени, который оставил яркий след в рок-культуре, он «взорвал» общественность в своё время. Однако, глэм-рок дает о себе знать и сорок лет спустя.
Глэм-рок как стиль появился в Великобритании в 1971 г., и получил широкое распространение в Западной Европе и США. В марте 1971 основатель рок-группы T.Rex Марк Болан впервые появился на британском телевидении в телешоу Top of the Pops в блестящем обтягивающем костюме. Данное событие шокировало общественность, а музыкантам того времени понравилась идея преподносить своё творчество в столь эффектном и блестящем образе.
После Марка Болана заявил о себе в стиле глэм-рок Дэвид Боуи, который придумал персонажа Зигги Стардаста (Ziggy Stardust). Этот персонаж стал главным героем вышедшего в 1973 году фильма «Ziggy Stardust and the Spiders from Mars». В фильме музыканты появились в броском глэм-образе. Этот фильм много раз переиздавался на DVD, а композиции были выпущены отдельными треками.
К концу 1971 года сформировалась первая тройка глэм-групп. Это Slade, T.Rex и Sweet. Данный стиль музыки, эффектность и блеск нравился многим исполнителям, в том числе и рок-музыкантам США. К 1972 году глэм-рок распространился и на Штаты. Игги Поп, New York Dolls, Лу Рид также примерили на себя вычурные костюмы и добавили в свои шоу множество спецэффектов. Вычурные блестящие костюмы, театральность и сюжетность шоу стали главными принципами глэма. Глэм-рокеры делали всё, чтобы эпатировать свою публику и общественность. Их негласным девизом было «изысканное жизнепрожигание»
Если описывать представления глэм-рок исполнителей, то вкратце можно обрисовать их так: блестящие облегающие костюмы музыкантов, множество спецэффектов (дым, яркие разноцветные прожекторы), несложная музыка с текстами о разгульной жизни, любви и алкоголе. В плане музыки глэм-рок взял понемногу от хэви-метала, хард–рока и рок-н-ролла. Звучание всегда имело специфичную глэмовую окраску, но при этом была четкая ритмика, простота звучания и запоминающаяся вокальная мелодика. Яркие тексты сопровождались невероятным гитарным драйвом.
Говоря о внешнем облике музыкантов, следует заметить, что хотя мужчины одели каблуки, начали делать яркий макияж, отрастили длинные волосы и одели розовые или леопардовые лосины, они не забывали о своей причастности к сильному полу. Из глубокого декольте чаще всего была видна грудь с пышной растительностью. Сочетание мужского и женского в глэм-рокерах привлекало огромное количество внимания со стороны женского пола.
Выступления многих музыкальных глэм-коллективов и одиночных исполнителей, таких как KISS, Элис Купер, Оззи Озборн и др., можно также относить и к шок-року, но это относится только к визуальной части выступления, так как они использовали яркий, устрашающий макияж и другие атрибуты глэм-рокеров.
Влияние глэм-культуры на американскую общественность было очень велико. Практически все известные группы 70– 80-х годов были подвержены воздействию данного течения. Элтон Джон, Queen, Сюзи Кватро, Bad Company, The Rolling Stones имели в своем репертуаре произведения в данном музыкальном стиле.
Глэм-рок считается предтечей диско. Именно из этого направления были взяты блестящие костюмы, высоченные каблуки, изобилие бижутерии и другие диско-атрибуты. Также глэм-стиль существенно повлиял на панк-музыку, которая начала формироваться незадолго до появления глэм-рока. К концу 70-х годов глэм-рок начал постепенно сменяться глэм-металлом и другими направлениями рок-музыки. Большинство глэм-исполнителей оставило этот музыкальный стиль и развивалось дальше. Те же, кто остался верными глэму, канули в лету, так как общественность была уже пресыщена яркими выступлениями.
Считается, что глэм-рок умер вместе с гибелью Марка Болана в 1977 году. Хотя влияние этого стиля мы можем ощущать и сегодня. В наше время никого не удивишь яркими костюмами и эпатажными представлениями, однако, с начала 2000-х годов появилось очень много кавер-групп, которые перепевают глэмовых исполнителей, либо делают стилизацию по данному направлению. Как и большинство течений рок-музыки, глэм жив, и иногда неожиданно напоминает о себе.
Источники: