На главную страницу


Алексей Бовыкин

 

 

 

Трудно представить современную молодежную культурную жизнь без хипстеров – одной из самых распространенных современных контркультур. Влияние хипстерских элементов стиля прослеживается уже и в нормативной массовой культуре.

Слово «хипстер» произошло от английского to be hip – «быть в теме», т.е. обладать неким «тайным знанием». В 40-х гг. 20 века хипстерами называли белых американцев – любителей джаза, исполнители которого были преимущественно афроамериканцами. Хипстеры подражали их образу жизни и старались дистанцироваться от «белого» общества и его ценностей, которое после войны стало ассоциироваться с ядерным оружием, милитаризмом, корпорациями и жестким социальным конформизмом. Мировоззрение хипстеров тех лет складывалось под влиянием идей о тайных заговорах и манипуляциях в высших кругах власти, касающихся судьбы меньшинств в Америке. Хипстеры отреагировали на это созданием собственного «тайного знания» (т.е. мировоззрения) и собственного  сленга.

Современная хипстерская субкультура сформировалась в конце 90-х гг. 20 века на основе сообщества любителей и исполнителей инди-рока и альтернативной музыки. Инди-рок – от англ. Independence rock – «независимый рок», т.е. некоммерческий. «Хипстеризм» (термин, используемый для обозначения мировоззрения хипстеров) – это контркультура, противостоящая ценностям большинства. Однако, появившись в пригородах Нью-Йорка, Сиэтла, Лос-Анджелеса и Сан-Франциско, она распространилась по всей Америке, Европе и в Азии и стала настолько популярна, что фактически превратилась в новый мейнстрим. Бытует мнение, что невозможно однозначно определить, кто есть хипстер потому, что их субкультура характеризуется изменчивостью, периодическим свержением вчерашних авторитетов, а ее главная ценность – индивидуализм. Тем не менее, хипстеры настолько похожи в своем нонконформизме, что он фактически перестал быть таковым.

Так кто же такой хипстер? С середины 2000-х гг. их субкультура впитала в себя элементы популярного ныне (в том числе и из-за популярности хипстеров) скандинавского образа жизни, что подразумевает бережное отношение к природе (отсюда увлечение велосипедами) и экономность. Нередко можно встретить и хипстеров-вегетарианцев. Характерны также либеральные политические взгляды (либо полная аполитичность) и ненасильственные формы политического протеста. В связи с этим многие хипстеры активно участвуют в движениях, борющихся за права разного рода меньшинств.

Хипстера легко узнать  на улице по следующим наиболее популярным элементам одежды.

Неотъемлемый атрибут – узкие, иногда обтягивающие джинсы «скинни» (от англ. Skinny – худой). Зачастую они сильно укорочены и не достают до щиколотки.

Кеды ярких цветов. Самый популярный бренд – Converse. Кроме того, можно увидеть хипстеров в туфлях (и шортах) вместо кед.

Очки в толстой оправе, также яркого цвета. При этом многие носят очки с простыми (без диоптрий) стеклами – просто как элемент стиля.

Майка с цитатами из малоизвестных фильмов, фотографиями людей, животных и т.д. Среди мужчин популярны бороды. Характерно также сочетание винтажных и ультрамодных элементов одежды.

Как правило, хипстеры работают в «креативной сфере»  - журналистами, дизайнерами, стилистами и в других творческих профессиях.    Большую роль в жизни каждого хипстера играют социальные сети – Facebook, Twitter, Instagram и др. (зачастую они зарегистрированы на всех сразу), где происходит изрядная доля общения. Многие хипстеры увлекаются фотографией, поэтому среди них популярны старые пленочные фотоаппараты. Кроме того, трудно найти хипстера, у которого не было бы ничего из продукции компании Apple. Такая популярность компании связана, помимо прочего, с тем, что ее основатель – Стив Джобс стал настоящей иконой для хипстеров из-за своего образа жизни и сознательной рекламной  политики компании.

Хипстеры увлекаются современной литературой (Пелевин – среди российских хипстеров; Мураками, Коэльо, Паланик). Т.к. хипстеризм зародился как контркультура, то в случае, если что-либо из предпочтений хипстеров обретает чрезмерную популярность, то оно может быть вычеркнуто из их культурной жизни (так случилось с И.Уэлшем и Ч.Буковски, которые были популярны среди хипстеров в начале 2000-х гг.)

Современных хипстеров с их предшественниками в 1940-х гг. роднят нотки экзистенциалистской апатии в мировоззрении и попытки убежать от суровой реальности. В настоящее время ведутся дискуссии о кризисе субкультуры, ее отмирании. Многие считают, что она перестала развиваться и остается популярной за счет стран Восточной Европы и Азии, куда этот культурный феномен проник позднее.

Критики субкультуры упрекают ее в непродуктивности, т.е. отсутствии каких-либо собственных достижений и копировании чужих. В то же время, хипстеры – это представители нового поколения – «глобалистов», приоритетами которого являются свобода и творчество, и которое может оказать положительное влияние на продвижение прав и свобод человека во всем мире.

 

Источники:

1. Чибисова О. В. От хиппи до хипстеров: эволюция контркультур // Вестник ВГУ, 2010, № 2

2. Hipsters. Time Entertainment.

http://content.time.com/time/arts/article/0,8599,1913220,00.html

3. Urban Dictionary.

http://www.urbandictionary.com/define.php?term=hipster

4. What Was the Hipster? New York Magazine.

http://nymag.com/news/features/69129/index4.html

5. Interfax.

http://www.interfax.by/article/58480

 

Изображения:

1.http://u.kanobu.ru/images/2012/05/21/54cabaf2-a118-4972-b38c-98e5c7f9d779.jpg

2. http://a1.s6img.com/cdn/box_001/post_11/225401_9330666_b.jpg.

3. http://s.qguys.com/diaries/93/64/669527_556_1400628935.jpg