На главную страницу


Алена Вантяева

В 19 веке в Соединенных Штатах Америки появилась необходимость реформы женской одежды. Модные в ту эпоху пышные платья в пол становились обременительными – длинная юбка собирала уличную пыль при прогулке, а при работе дома или в саду, женщинам приходилось постоянно придерживать одной рукой подол. Помимо этого, от холодного ветра замерзали ноги, а сам наряд были очень тяжелым. Несоответствие наряда роду деятельности американских женщин свидетельствовало о его непрактичности и приносило массу неудобств.

Американское платье 19 века представляло собой очень сложную и весьма тяжелую конструкцию (вес костюма мог достигать 15 килограммов!). Платье было украшено многочисленными рюшами и оборками, а под него надевался кринолин (гибкий каркас из стальных прутов), для пышности.  Для придания силуэту изящности и осиной талии,  женщины носили туго зашнурованные корсеты. Такой стиль одежды был принят в обществе, поэтому большинство женщин не задумывалось о том, какой вред здоровью может причинить безоговорочное подражание моде. Элизабет Миллер, предложив свой вариант усовершенствованного платья, впервые обратила внимание женщин на то, что одежда должна быть не только красивой и изысканной, но в то же время комфортной, не нарушающей работу жизненно важных внутренних органов, таких как лёгкие, сердце и печень.

Весной 1851 года Элизабет Смит Миллер изобрела новый элемент женского гардероба, который она описала как “Турецкие штаны до лодыжки, с юбкой в 4 дюйма ниже колена”. Э. Миллер была первой женщиной, которая стала носить костюм, состоящий из брюк, жилета, длинного пиджака и ботинок. Она видела в нем достойную замену обременительной и непрактичной юбке в пол, привычной для американской леди того времени. Новый “Американский костюм”, по мнению дизайнера, позволил бы женщинам ощутить удобство и свободу, которых они были лишены ранее.

Новый  наряд понравился и ее двоюродной сестре Элизабет Кеди Стэнтон, а также ее подруге  Амелии Блумер – редактору женского журнала “The Lily”. Амелия Блумер была активным борцом за избирательные права женщин, а также участницей Съезда по правам женщин в Сенека-Фоллз в 1848 году. Пребывая под впечатлением от наряда, она опубликовала статью о преимуществах “свободного” и “целесообразного” платья, созданного Э.Миллер. Отстаивая права женщин на удобную одежду, А.Блумер стала появляться на публике в совершенно неприличной одежде – в укороченной юбке в сочетании с панталонами, чем совершенно шокировала общественность. В честь Амелии Блумер костюм получил название “блумерс” (bloomers).

Прошло совсем немного времени до того, как новый наряд стал одной из самых обсуждаемых тем среди общественности. Постепенно женщины, большинство из которых являлись решительными борцами за свои права, загорались желанием перейти на новый стиль одежды, признав его удобство и практичность. Однако среди представителей более консервативных взглядов подобная идея “превращения женщины в мужчину” казалась абсурдной.  Общество опасалось того, что если движение за реформу женской одежды окажется успешным, роль женщин в обществе не ограничится воспитанием детей и домашними заботами, как прежде. Реформа одежды, совпав с периодом активности суфражисток, вызвала опасения, что вероятно женщины вскоре начнут занимать главенствующие позиции в обществе. В печатных изданиях Америки стали появляться ироничные картинки на тему перемены мест мужской и женской ролей в обществе.

(Courtesy of Yankee Notions, September 1852)

(Courtesy of the Kean Archives in Philadelphia, Pennsylvania)

Подпись под иллюстрацией гласит: “Мужчина и Женщина в своем истинном предназначении” ("Man in his Natural Position, and Woman where she ought to be") Изображение с обложки сборника нот для фортепиано под названием “Камилла, или Полька шароваров”. Подобные песни обычно изображали реформу женского платья в саркастической манере, как сумасшествие моды

 

Несмотря на то, что среди американских женщин находилась смелые особы, продолжавшие носить блумерсы вопреки общественной критике, большинство населения не одобрило столь радикальную реформу. Попытка А.Блумер изменить женскую моду оказалась неудачной, и даже самые активные феминистки со временем вынуждены были вернуться к привычной форме одежды. Однако Амелию неудача не смутила – она продолжала носить блумерсы до конца 50-х годов 19 века, а также вести активную борьбу за избирательные и другие, не менее важные, на ее взгляд, права женщин.

 

Список использованной литературы:

1. http://dressreform.tripod.com/

2. http://womenshistory.about.com/library/etext/bl_hws_chapter_xiiii.htm

3. http://www.peoples.ru/state/statesmen/amelia_jenks_bloomer/

4. http://angelasancartier.net/bloomer-costume