Идея о предопределенной судьбе Америки проходит через всю ее историю. Её нельзя отнести ни к какому-либо периоду, ни к определенному событию или дате. Это - философия, охватывающая американскую историю в целом.
John Gast - "American Progress," (1872)
Однако, в 1839 г. демократический лидер и влиятельный редактор по имени Джон О’Салливан попытался объяснить американское стремление к экспансии и оправдать претензии США на новые территории. Так возник термин manifest destiny, который стал самым актуальным слоганом на протяжении американской истории. В узком смысле он состоит в том, что территория Америки должна простираться от океана до океана. Manifest Destiny выражал романтизм движущий американцами, осваивающими дикий Запад.
Пути на Запад
Однако, эта философия так же стара, как и сама Америка, она была принесена с Христофором Колумбом, устанавливалась с созданием и ростом первых колоний, укреплялась со строительством новых дорог. Еще в 1818 году Эндрю Джексон во время кризиса во Флориде ввел туда американские войска с целью преследования на ее территории индейцев семинолов. Испанская Флорида оказалась захваченной американскими войсками, а индейцы и афро-американцы были оттеснены в труднодоступные и заболоченные части полуострова.
Америка, как говорил Джон Салливан, нация, созданная из многих наций, не связанная с бременем тяжелого исторического прошлого. Он считал, что создание государства США – это начало новой истории, в которой американцам предназначено стать великой нацией. Герои, по его словам, не те, кто сражаются под властью королей и императоров, жертвуя своими жизнями для их прославления, а те, кто доблестно защищает свои дома, свои свободы, свои семьи. Именно в этом, как полагает Салливан, есть слава Америки. Её великая судьба – расширять территории, принося с собой веру в Бога, благодетельные цели и чистое, незапятнанное в прошлом сознание.
Автор доктрины представляет Америку будущего как нацию многих наций, внушительную область пространства и времени, провозглашающую превосходство божественных принципов, как величественный храм, чьим основанием было бы полушарие, а крышей – небесный свод. Сообщество многих республик, собравших в себя миллионы счастливцев, управляемых только естественным и божественным законом равенства, законом братства, мира и доброй воли среди людей. Американцы – нация прогресса, индивидуальной свободы, всеобщего освобождения. Равенство прав – путеводная звезда союза Штатов.
Пока США не имели достаточных средств для распространения на большие территории, они пытались сохранить статус-кво на то, что у них уже имелось. Так возникла «теория неперехода» (no transfer theory), целью которой было недопущение перехода соседних земель от владельца к владельцу. Впервые она была применена в отношении Флориды. В 1811 г. в Лондоне Руфус Кинг озвучил позицию своей страны относительно территорий Флориды. США были согласны признать их испанскими владениями, но выступали против любого перехода их под протекторат другого европейского государства.
William S. Jewett, American, 1821-1873,
The Promised Land - The Grayson Family, 1850.
Terra Foundation for American Art, Daniel J. Terra Collection, Chicago, IL.
Предпосылкой к распространению на Запад так же стала Теория естественных границ, в соответствии с которой увеличение территории США входило в планы Творца и удовлетворяла правилам симметрии, справедливости и др
Теория предопределения имела огромное значение для Америки того времени. Идея того, что судьба США растягиваться по континенту предопределена Богом, заставляла многих людей мигрировать на запад.
Она вдохновила 29-летнего Стефана Остина всерьез говорить о колонизации мексиканской провинции Техас, где преобладало североамериканское население и предпринимательство. Это привело экспансионистов, объединенных слоганом "54°40' или война", к требованию, что США должны владеть всем тихоокеанским Северо-Западом на всем протяжении до южной границы Аляски.
Декларация о независимости Техаса
Агрессивные националисты прибегали к этой идее, чтобы оправдать переселение индейцев, войну с Мексикой, американскую экспансию на Кубу и в Центральную Америку. Более позитивно, Manifest Destiny вдохновил миссионеров, фермеров, пионеров, которые мечтали только о трансформации степей и плодородных долин в фермы и маленькие города.
Одним из наиболее радикальных примеров этой теории явилось усиление идеи экспансионизма после мексиканской войны. В Конгрессе стали звучать требования аннексии всех испанских территорий, вплоть до присоединения самой Испании.
Доктрина предопределенной судьбы включает в себя несколько компонентов, несколько сфер деятельности:
- Экономические мотивы были одними из самых главных. Торговля мехом доминировала среди европейских торговых компаний с колониальных времен. Немецкий иммигрант Джон Якоб Астор был одним из первых американских предпринимателей бросивший вызов еврпейцам. В процессе реализации своих планов и продвижения на запад он стал миллионером. Желание обрести еще больше земли привело вдохновленных гомстедеров к фронтиру. Когда, в 1848, в Калифорнии было обнаружено золото, число мигрантов к берегам Тихого океана значительно возросло.
- Чувство миссии заставляло людей двигаться на Запад. Желание развить торговлю с дальним западом привело к созданию новых торговых путей. Страх, что безопасность США может быть под угрозой иностранной интервенции в зонах, прилежащих к их границам приводило американцев к идее о необходимости захвата приграничных земель.
- Темная сторона Manifest Destiny. Вера в то, что белый человек имеет право разрушать все и всех на своем пути. Вспышки массовых разрушений племенных организаций, заключение индейцев в резервации и геноцид. Позиция американцев состояла в том, что ничего не должно быть препятствием на пути к прогрессу.
В центре идеи о предопределенной судьбе лежала всеобъемлющая вера в американское культурное и расовое превосходство. Коренные американцы долгое время воспринимались как подчиненные и попытки цивилизовать их были широко распространены со дней Джона Смита и Малса Стендиша. Испанцы, которые правили в Техасе и Калифорнии также казались отсталыми.
Свой взгляд на доктрину предопределенной судьбы изложил американский публицист Карл Шурц. В статье, опубликованной в «Харперс уикли» в 1893 году, он отразил мнение той части населения, которая выступала против неограниченной экспансии.
Завоевание новых территорий ради коммерческой выгоды, новых ресурсов и стратегических позиций порождает желание получить еще больше выгоды, захватив последующие территории. Стремление получать больше будет не угасать, а скорее возрастать по мере приобретения новых ресурсов. И понадобятся все новые стратегические позиции для защиты уже имеющихся.
Шурц выступал против неконтролируемого и всеобъемлющего присоединения к США все новых территорий. Например, вхождение в состав США территорий тропических государств неизбежно приведет к влиянию их народов на внутреннюю политику американцев. В связи с тем, что у всех народов разные культурные, моральные, религиозные и правовые принципы, это влияние может оказаться губительным для политической системы Соединенных Штатов и может оказаться угрозой целостности самого государства.
Источники:
- Manifest Destiny. Library of Congress http://www.ushistory.org/us/29.asp
-
Предначертание Судьбы. Cеверная Америка.// Великое переселение //Предначертание Судьбы http://america-xix.org.ru/great-migration/manifest-destiny/
- John L. O'Sullivan on Manifest Destiny, 1839. Excerpted from "The Great Nation of Futurity," The United States Democratic Review, Volume 6, Issue 23, pp. 426-430 http://www.mtholyoke.edu/acad/intrel/osulliva.htm
- Westward Expansion. Manifest Destiny. Digital History - http://www.digitalhistory.uh.edu/database/article_display.cfm?HHID=311
- Карл Шурц «Предопределенная судьба». - Э.А. Иванян «История США. Хрестоматия», -стр.116-128
-
John O’Sullivan on “Manifest Destiny” 1845. http://www.sonic.net/~scds/resources/US-History/1845_John%20L.%20O'Sullivan,%20On%20Manifest%20Destiny.pdf