На главную страницу


С.А. Короткова
доцент, к.и.н.

Статья опубликована: Американский ежегодник, 2005 г. - М., Наука, 2007. С. 29 - 41.

Вопрос об образовании был один из самых активно обсуждаемых в США в период после революции. Среди самых горячих и наиболее уважаемых сторонников распространения образования и организации образовательного процесса в государстве были Томас Джефферсон, Бенджамин Раш и Ноа Вебстер. Их планы отражали просветительские идеалы, твердую уверенность в том, что через образование можно создать единую нацию с высокими республиканскими идеалами и моральными устоями. Двое из этих троих – Б. Раш и Н. Вебстер – были поборниками женского образования. При этом они не просто вели теоретические рассуждения по этой проблеме, а создавали практические планы развития такого образования, участвовали в организации учебных заведений для юных американок, были попечителями или преподавателями в некоторых из них.

Бенджамин Раш (1745 – 1813) родился в декабре 1745 года в небольшом городке к северо-востоку от Филадельфии. Его предки поселились здесь в конце XVII века, эмигрировав из Англии. В шестилетнем возрасте он потерял отца. Все заботы о семье легли на мать, которая хорошо понимала значимость образования для своих детей. Она приложила все силы к этому. В девять лет она отправила Бенджамина в школу в Ноттингем, где он получил основы классического образования. В 14 лет мальчик поступил в колледж в Принстоне, по окончании которого получил степень бакалавра. Его увлекала медицина, он начал ею заниматься, попав на один из первых лекционных курсов по анатомии, прочитанных в США. В 1766-68 гг. продолжил эти занятия в Эдинбургском университете, где и получил степень магистра. После учебы Бенджамин год работал в больнице в Лондоне, полгода - в Париже, а затем вернулся в Филадельфию. Во время пребывания в Лондоне он познакомился и сблизился с Бенджамином Франклином и английскими радикалами, что способствовало развитию и укреплению его республиканских взглядов.

В 1769 г. он начал врачебную практику в Филадельфии, одновременно занял должность профессора химии, впервые учрежденную в колониях. В результате преподавательской деятельности он написал курс лекций « A Syllabus of a course of Lectures on Chemistry», по сути первый американский учебник по химии. В этот же период начинается его яркая общественная деятельность - с активных выступлений против рабства. Он стал одним из главных организаторов Пенсильванского общества содействия отмене рабства негров. В 1803 г. возглавил это общество в роли президента.

Научная и общественная деятельность Б.Раша привела его в Американское философское общество, основанное Б.Франклином. С самого начала конфликта колоний с метрополией Бенджамин Раш стал активным сторонником независимости колоний. В 1776 г. он был делегатом от Пенсильвании на знаменитом континентальном конгрессе и подписал вместе с другими представителями колоний Декларацию независимости. В 1787 г., будучи членом Законодательного собрания Пенсильвании, принимал участие в обсуждении и ратификации американской Конституции. Последние 14 лет он был казначеем Монетного двора США. На этот пост его пригласил президент Джон Адамс.

Во время войны за независимость Б.Раш был главным врачом американской армии, а после войны приложил немало сил к созданию первой бесплатной больницы в Соединенных Штатах. С 1791 г. он занял должность постоянного профессора теоретической и практической медицины и клинической практики в Пенсильванском университете. Со своими студентами он занимался многими вопросами – внедрением гигиены, борьбой с пьянством и курением, диетологией, искал способы лечения туберкулеза, водянки, подагры. Много времени он посвятил изучению умственных отклонений, в результате написав труд «Медицинские исследования и наблюдения за болезнями мозга», в котором он высказал предположение о соматической природе умственных отклонений. Эта книга за 1812-1835 гг. переиздавалась 5 раз, став первым серьезным исследованием по психиатрии в Америке. Б. Раш настойчиво боролся за признание своих сумасшедших пациентов больными людьми, отношение к которым должно быть гуманным – их нельзя держать в темницах на цепях, подвергая побоям. За свою деятельность Б. Раш получил титул «отца американской психиатрии», его считали одним из лучших американских врачей того времени1. В последний период своей жизни он был избран председателем Медицинского общества в Пенсильвании. Его труды и методы лечения (во время эпидемии «желтой лихорадки» 1793 г он нашел действенный способ лечения этой страшной болезни, чем спас несколько сот жизней в Филадельфии) получили признание в Европе, откуда пришло несколько наград. В том числе - медаль от короля Пруссии и золотой перстень с бриллиантом от российского императора Александра I2.

Этот американский просветитель обладал еще одним талантом – он был блестящим публицистом и лектором. За свою жизнь он написал немало книг, статей, эссе, оставил богатое эпистолярное наследие.

Одним из вопросов, который его очень волновал и которому посвящен целый ряд его работ – это становление и развитие системы образования в Америке. Во всех его работах присутствует одна и та же мысль – американское образование должно базироваться на двух основных столпах – моральных принципах христианства и принципах республиканизма. В учебных заведениях, либо созданных по инициативе Б.Раша (колледж Дикинсона в Карслиле), либо тех, где он был попечителем, он пытался внедрить эти принципы.

С этих же позиций он подходил к вопросу о создании систематического формального женского образования. Непосредственно этой проблеме посвящены два эссе Б.Раша – «Планы по организации общественных школ» (1786) и «Мысли о женском образовании, соотнесенном с современным состоянием общества, его привычками и управлением Соединенными Штатами Америки». Последнее – была речь, произнесенная им по окончанию экзаменов в Академии юных леди 28 июля 1787 г.3 В качестве аргументов в защиту женского образования он показывает роль женщин в обществе и то влияние, которое они на это общество оказывают. Он пишет, что поскольку «матери являются первыми учителями своих детей», то им надо дать «соответствующее образование для взращивания юных патриотов и добродетельных граждан Америки». Далее он пишет: «Мнения и поведение мужчин часто регулируется женщинами», и женское «одобрение – часто главная награда» мужскому героизму и патриотическим поступкам. «Мужчины часто удерживаются от следования порокам из страха быть лишенными женского общества». При таком влиянии женщин на общество их надо «образовать на принципах свободы и патриотизма»4.

В «Мыслях по поводу женского образования» Б.Раш выделяет пять аспектов жизни женщин, которые надо учитывать, разрабатывая концепцию и программу образования девушек. Первый – американки, по сравнению с жительницами Европы, раньше выходят замуж, что приводит к сокращению сроков их учебы. Поэтому в программу должны быть включены только самые необходимые и полезные предметы. Второй – американские мужчины часто зависят от помощи женщин в хозяйстве, поэтому последних надо готовить быть «управляющими и опекунами собственности мужа». Третий – часто дела подолгу держать мужчин далеко от дома. Воспитание детей полностью ложится на плечи женщин. Их надо подготовить к этому. Четвертый – сохранение республики в Америке зависит от добродетелей каждого. Поэтому надо научить женщин прививать своим сыновьям принципы свободы и равного доступа к управлению. Пятый – необходимо дать женщинам навыки управления слугами в доме, поскольку это приходится делать именно им5.

Далее Б.Раш перечисляет предметы, которые должны быть в программе обучения. Первое – твердое знание английского языка, умение правильно читать, писать и говорить. Следующее - умение составлять письма, каллиграфия, счет и бухгалтерия. Все это необходимо знать, чтобы помогать мужу в бизнесе, а в случае его смерти стать душеприказчицей его имущества. Далее шли курсы по истории и географии, некоторые сведения из астрономии и натурфилософии – с целью избежать суеверия и сделать женщину «приятной компаньонкой для разумного мужчины». Также женское образование могло включать пение и танцы. Они полезны для здоровья и могут иногда отвлечь женщину от тяжелых домашних забот или меланхолии. И один из самых важных предметов – религия, усвоение христианских принципов и морали6.

Также Б. Раш говорит о предметах, которых не должно быть в программе. Латинского и греческого языков – во-первых. Они языческие, а во-вторых – в классических произведениях много шокирующих сцен, знакомство с которыми в раннем возрасте «неблагоприятно для морали и религии». Не нужны женщинам и современные иностранные языки, т.к. круг ее общения очень узок и не включает иностранцев. Тем более, что самые ценные книги переведены на английский язык. Обучение игре на музыкальных инструментах и рисование Б.Раш считал потерей времени и денег. Музыкальные инструменты – дороги, учителя – тем более. А для того, чтобы стать профессионалом в этих областях придется тратить много времени каждый день. Это будет отвлекать женщин от домашних обязанностей, что недопустимо7.

Последние лет пятнадцать лет в американской историографии идет спор о том, что явилось основным мотивом для Б.Раша в его позиции по женскому образованию. Одни исследователи «women s studies» считают , что таковым было «республиканское материнство» (термин, введенный американской историком Л. Кербер в 1985 г.8), другие – вера просветителя в абсолютную ценность знаний, в необходимость их самого широкого распространения для сохранения свобод и республиканских принципов в Америке.

Важен, на наш взгляд, и другой аспект позиции Б.Раша. Много раз упоминая и ссылаясь в своих эссе на принципы республиканизма, автор вовсе не распространяет принцип эгалитаризма на женщин. Почти все обоснования необходимости женского образования так или иначе исходят из полезности женской образованности для мужчин. Знания дадут ей возможность помогать мужу, управлять его домом и его собственностью, правильно воспитывать его детей, сдерживать его порочные наклонности. Б.Раш высказывал надежду, что образованные женщины будут осознанно и спокойно принимать свое более низкое социальное положение. Вот что он написал в письме знакомой Ребекке Смит, которая спрашивала его совета по поводу предстоящего замужества: «… я добавлю - со дня твоей свадьбы у тебя больше не будет своей воли. Подчинение вашего пола нашему - благоразумно установлено природой по божьему откровению. Это, конечно, должно принести много счастья обеим сторонам9».

В последние годы Б. Раш в своих письмах отметил, что женщины получив образование, очень по-разному начинают смотреть на мир и свое положение в этом мире. И многие из них перестают мириться со своим положением. Это было «революционным разочарованием» Б. Раша, но «национальным достижением Америки».



1 Leland V. Bell. Treating mentally ill. From colonial times to the Present. N.Y., 1980. P.7.

 

2 Ch. A. Goodrich. Lives of the Signers to the Declaration of Independence. N.Y., 1856. P.256.
Бенджамин Раш создал в Пенсильвании Библейское общество, что послужило еще одним поводом для царского подарка.

 

3 Essays on Education in the Early Republic. Ed. By F. Rudolf. Cambridge, 1965.

 

4B. Rush. Plan for Establishment of Public Schools. – Essays on Education. P.21-22.

 

5 B. Rush. Thoughts Upon Female Education. – Essays on Education. P.28.

 

6 Ibid. P. 29.

 

7 Ibid. P.30,34.

 

8 Linda Kerber. Women of Republic: Intellect and Ideology in Revolutionary America. N.Y., 1985.

 

9 Letters of Benjamin Rush. Ed. By L.H. Butterfield. Princeton, 1956. Vol.1. P. 617.

С.А. Короткова