На главную страницу


0
0
0
s2sdefault
powered by social2s

Несмотря на достигнутое за годы президентства Билла Клинтона существенное повышение благосостояния американцев, его вице-президент и кандидат от Демократической партии Альберт Гор на выборах 2000 года не смог одолеть республиканского кандидата Джорджа Буша-младшего. В очередной раз не с лучшей стороны проявила себя американская избирательная система — в штате Флорида понадобился ручной пересчет голосов, а когда и он не привел к однозначным результатам, судьбу президентства решил Верховный суд.

Таким образом, работа Буша-младшего в Белом доме начиналась в довольно напряженной и даже скандальной обстановке. В политическом плане новый президент был гораздо консервативнее своего предшественника. Как человек, в зрелом возрасте обратившийся к религии, Буш-младший рассчитывал привести внутреннюю и внешнюю политику США в максимально возможное соответствие с христианской моралью (как он ее понимал). При этом его политический стиль и кругозор в огромной степени определялся принадлежностью к вашингтонскому политическому истэблишменту: сын 41-го президента США, Джордж Буш-младший окружил себя советниками, представлявшими наиболее радикальное воинственное крыло Республиканской партии. Вице-президентом в его администрации стал Ричард («Дик») Чейни, министром обороны — Дональд Рамсфелд. Оба они были известны как стопроцентные внешнеполитические «ястребы». Некоторую умеренность во внешнеполитическую команду администрации вносил, разве что, Колин Пауэлл, занявший пост госсекретаря.

Идеи Чейни, Рамсфелда, его заместителя Пола Вулфовица и других неоконсерваторов сводились к снятию любых ограничений на пути распространения американского влияния в глобальном масштабе. Там, где неолиберальные советники Билла Клинтона рекомендовали проводить политику вовлечения внешнеполитических конкурентов США в интеграционные объединения, в надежде на естественное расширение зоны демократии, неоконсерваторы из команды Буша настаивали на более эффективном использовании мощи США как единственной сверхдержавы для устранения недемократических, недружественных Америке, политических режимов.

11 сентября 2001 года на территории США был совершен самый масштабный за всю историю террористический акт. Террористы из организации Аль-Каида захватили четыре пассажирских самолета и направили их на здания, символизирующие мощь Американской империи. Были полностью разрушены две 110-этажные башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, нанесен удар по зданию американского министерства обороны, а один из самолетов, направлявшийся в сторону Белого дома, упал в поле в Пенсильвании в результате сопротивления, оказанного террористам со стороны пассажиров.

Для неоконсерваторов-республиканцев теракт 11 сентября стал удобным поводом, позволившим приступить к полномасштабной реализации давно вынашиваемых внешнеполитических идей. Уже к декабрю 2001 года первый враждебный США режим был повержен: в результате военной операции в Афганистане место радикальных исламистов из движения «Талибан», обвиненных в укрывательстве главы Аль-Каиды Усамы бен Ладена, занял проамериканский умеренный лидер Хамид Карзай. Однако в качестве полной победы над терроризмом афганскую операцию представить не удалось: бен Ладен скрылся, уцелевшие талибы обосновались в труднодоступных горных районах соседнего с Афганистаном Пакистана, а в самом Афганистане продолжилась бесконечная партизанская война.

На протяжении 2002 года Белым домом были окончательно сформулированы элементы внешнеполитической стратегии, известные под названием доктрины Буша. Эта доктрина предполагала нанесение превентивных ударов по странам, обвиненным в поддержке международного терроризма. Примечательной чертой нового американского подхода была готовность действовать в одиночку, в случае если союзники по НАТО, не говоря уже о членах Совета безопасности ООН, возражают против планов, разработанных в Вашингтоне.

Следующей после Афганистана целью США стал возглавляемый Саддамом Хусейном Ирак. Американские власти обвинили иракский режим в поддержке Аль-Каиды и тайном производстве оружия массового поражения. Несмотря на то, что международные инспекции не смогли подтвердить выдвинутых Вашингтоном обвинений, США продолжили военные приготовления, и в марте 2003 года, заручившись поддержкой лишь Великобритании и нескольких второстепенных союзников, начали войну с целью свержения режима Саддама Хусейна. Первая фаза военной операции прошла успешно, иракская армия не смогла оказать достойного сопротивления 145-тысячному американскому контингенту. Уже 7 апреля был взят Багдад, Саддам Хусейн сумел скрыться, но в декабре 2003 года был пойман и впоследствии казнен по приговору иракского суда.

Как и в Афганистане, первоначальный военный успех в Ираке не позволил США полностью передать власть в руки нового демократического правительства и вывести войска. Даже к моменту завершения второго срока президентства Буша-младшего в Ираке оставались все те же 145 тысяч американских солдат. Потери американцев были не так велики, как в годы войны во Вьетнаме, но число жертв партизанской войны среди иракцев и афганцев исчислялось десятками тысяч. Неоконсервативная политика силового распространения демократии потерпела в годы администрации Буша-младшего полный провал. Кроме того, был нанесен сокрушительный удар по международной репутации США, надежды на переустройство системы международных отношений на новых началах, существовавшие после окончания «холодной войны», растворились как дым.

На других направлениях внешняя политика Буша-младшего также была не слишком успешной. Северная Корея, включенная США в 2002 году, наряду с Ираком и Ираном, в символическую ось зла, после начала иракской войны резко ускорила работу над созданием ядерного оружия, и в 2006 году провела первое успешное испытание атомной бомбы. Россия, первоначально принявшая активное участие в антитеррористической коалиции, к 2008 году стала выступать одним из наиболее жестких критиков американской внешней политики. Среди немногочисленных позитивных шагов администрации Буша в области расширения международного сотрудничества можно выделить, разве что, активную работу по заключению договоров о свободной торговле: до 2001 года у США имелось всего три таких договора, к 2008 году их было уже более дюжины. В целом, можно утверждать, что Джордж Буш-младший и его администрация нанесли американским внешнеполитическим интересам самый большой урон за всю историю существования в США института президентства.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Оценка 0.00 (0 Голосов)