На главную страницу


Образ 1950-х годов как консервативной и благополучной эпохи в истории США быстро разрушается, как только мы выходим за пределы уютных пригородов, чистых офисов и всепроникающей культуры массового потребления. Именно в эйзенхауэровской Америке расцвело движение за гражданские права, сначала охватившее негритянское население южных штатов, а затем перекинувшееся на всю страну и к 1970-м годам вовлекшее в свои ряды все мыслимые и немыслимые меньшинства, всех тех, кто остро почувствовал свою “инаковость” и ущемленность в обществе “изобилия и процветания”.

Мартин Лютер Кинг

Событием, запустившим волну протестов чернокожих южан, стал успех, достигнутый в результате многолетних усилий Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения США (основана в 1909 году). В 1954 году Верховный суд под председательством Эрла Уоррена вынес решение по делу “Браун против Совета по образованию Топики (штат Канзас)”.  Оно отменяло действующий предыдущие полвека принцип “разделенные, но равноправные”, расовая сегрегация в государственных школах была признана противоречащей конституции.

Конечно же, решение суда было лишь первым шагом к реальной десегрегации американских школ. И через десять лет лишь 2% чернокожих детей учились вместе со своими белыми сверстниками. Однако события этого десятилетия полностью перевернули традиционный уклад американской жизни. Чернокожие американцы сумели заявить о себе как о мощной силе, способной к самоорганизации и достижению намеченной цели расового равноправия. Их пример стал вдохновляющим для других меньшинств. Из социальных изгоев афро-американцы превратились в передовой отряд движения за общественный прогресс. Символом этого успеха стал пастор Мартин Лютер Кинг, впервые заявивший о себе во время знаменитого автобусного бойкота в Монтгомери в 1955–1956 годах.

Благодаря либеральной позиции Верховного суда (который впервые в истории выступил в роли прогрессивной, а не консервативной институции), у южных активистов появился мощный союзник в лице государства. Без вмешательства федеральных властей у Кинга и его сторонников было бы мало шансов на успех – белые южане использовали все доступные способы подавления “бунта черных”, которые у них имелись, вплоть до прямого насилия и убийств. Президент Эйзенхауэр, несмотря на то, что не испытывал никакой симпатии к чернокожим активистам, в 1957 году был вынужден отправить в Литтл-Рок (штат Арканзас) федеральные войска, для того, чтобы обеспечить выполнение решения Верховного суда о запрете сегрегации, которое открыто саботировал местный губернатор.

Воодушевленные первыми успехами движения, чернокожие студенты в Гринсборо (штат Северная Каролина) устроили в 1960 году массовый “сит-ин”: пришли в кафе для белых, и отказались оттуда уходить. Оказалось, что на подобные ненасильственные методы борьбы белым расистам нечем ответить, кроме как яростью и насилием. А это, в свою очередь, привело к мощной волне симпатий к протестующим, они быстро превратились в общеамериканских героев. В 1963 году Мартин Лютер Кинг возглавил многотысячный марш на Вашингтон, кульминацией которого стал массовый митинг у мемориала Линкольну и речь Кинга “I have a Dream” (“У меня есть мечта”).

Логическим завершением первой фазы Движения за гражданские права стали два закона, принятые по инициативе администрации Линдона Джонсона в 1964 и 1965 году. Эти законы по сути “вдыхали новую жизнь” в 14 и 15 поправки к конституции США, подтверждая необходимость соблюдения гражданских и избирательных прав независимо от расовой принадлежности.

А тем временем, Движение развивалось по известной логике все большей радикализации, идеи Кинга о ненасильственном сопротивлении уже казались многим чернокожим активистам недостаточно эффективными, цель равноправия – слишком ограниченной. В моду вошел термин Black Power (книгу с таким названием в 1967 году опубликовал бывший сторонник Кинга Стоукли Кармайкл). Особенно резкими суждениями в адрес “цивилизации белых” отличались жители чернокожих гетто северных городов, именно здесь огромную популярность стали приобретать такие воинственные организации как “Нация ислама” (самый известный активист – Малкольм Х) и “Черные пантеры”.