На главную страницу


Технологические новшества в жизни американцев в 1920-е годы далеко не исчерпывались автомобилями, радио, звуковым кино или бытовыми электроприборами. В этот период множество важных изменений произошло в самых разных сферах повседневной жизни, от организации торговли и производства продуктов питания, до отношений между полами и воспитания детей. И почти всегда в основе происходящих перемен стояли какие-то новые технологии, научные открытия, нетривиальные подходы к решению традиционных проблем.

Еще во время первой мировой войны в США появилась первая сеть магазинов самообслуживания — Piggly Wiggly. Ее основатель Кларенс Саундерс запатентовал все ключевые особенности новой модели организации торговли, такие как вход через турникеты, ценники на товарах, корзины для покупателей, стойки с кассами. К началу Великой депрессии в стране насчитывались тысячи подобных магазинов.

С 1920-х годов ведет свою историю и американская империя фастфуда. В 1921 году был открыт первый из сети ресторанов быстрого питания White Castle. Клиентам предлагались бургеры за 5 центов, и несколько других нехитрых блюд. Идея фастфуда быстро приобрела миллионы поклонников, особенно на фоне упадка традиционных ресторанов в условиях “сухого закона”. Американцы все реже стали питаться дома, а если и занимались готовкой, то с использованием новых разнообразных продуктов, которые предлагала переживающая бум пищевая промышленность. В 1929 году усилиями Кларенса Бердси распространение получила технология глубокой заморозки пищевых продуктов, еще раньше — технологии добавления в еду витаминов и минералов.

На отношения между полами огромное влияние оказало не только зарождение молодежной культуры, ослабление родительского контроля над молодым поколением, но и широкое распространение идей Зигмунда Фрейда о связи между подавленной сексуальностью и развитием неврозов. Из этого же корня питалась и бурно развивающаяся в 1920-е годы индустрия моды. В 1921 году состоялся первый конкурс “Мисс Америка”.

Огромное влияние на “стиль жизни” начал оказывать кинематограф, публика стремилась копировать одежду и манеры своих экранных кумиров. Производство косметики превратилось в масштабную индустрию (даже в разгар Великой депрессии в 1930 году ее стоимость оценивалась в 180 млн долларов), количество “Салонов красоты” в США за десять лет после 1920 года увеличилось в восемь раз (до 40 тысяч).

Помимо шоппинга, фастфуда, кинематографа и джаза американцы в 1920-е годы увлекались и некоторыми более возвышенными, во всех смыслах, вещами. Десятилетие принесло с собой полноценное рождение гражданской авиации. Уже в 1920 году самолеты начали использоваться для регулярного почтового сообщения между Нью-Йорком и Сан-Франциско. Настоящим народным героем Америки в 1927 году стал Чарльз Линдберг, в одиночку перелетевший из Нью-Йорка в Париж за 33 часа. По словам одного из современников, “Атлантический океан сжался до размеров Эгейского моря времен Сократа”. Эта новая реальность вскоре заставила американцев радикально поменять свое восприятие внешнего мира.