Авраама Линкольна (1809—1865) в США традиционно включают в тройку величайших президентов в истории, наравне с Джорджем Вашингтоном и Франклином Рузвельтом. Но при жизни репутация «Честного Эйба» была далеко не такой однозначной: на президентских выборах 1864 года он победил с большим трудом, 45% американцев проголосовали за оппозиционного кандидата от Демократической партии генерала Макклеллана.
На оценку потомков часто сильнее влияет не реальный масштаб личности того или иного президента, а исторические обстоятельства, в которых этим президентам приходилось действовать: и Вашингтон, и Линкольн, и Рузвельт вышли победителями из войн, поражение в которых могло привести к гибели страны. Такие победы всегда делают лидеров великими, даже если они произошли не благодаря, а вопреки «мудрому руководству», либо имели для нации огромную цену.
Образ Линкольна в истории, кроме всего прочего, сформирован обстоятельствами его гибели — через шесть дней после капитуляции южан, от руки коварного мстителя-убийцы. Как Линкольн справился бы с послевоенным восстановлением страны, сумел бы он не стать изгоем в собственной партии, как его несчастный вице-президент Эндрю Джонсон? — этого мы не узнаем никогда.
Известно, однако, что в середине XX века исследователи биографии Линкольна опубликовали несколько ревизионистских трудов, в которых попробовали развенчать образ «Честного Эйба». Президент был назван «марионеткой в руках воротил республиканской партии», обвинен в потакании горстке бизнесменов-северян, которым он начал за бесценок передавать огромные земельные наделы для железнодорожного строительства. Под сомнение также были поставлены таланты Линкольна как организатора военных усилий Севера.
Тем не менее, образ Линкольна как великого президента устоял, и сохраняется в народной памяти по сей день. Кроме победы в войне, и трагической гибели, тому есть несколько причин. Во-первых, Линкольн, судя по всему, действительно был весьма харизматичной личностью. Он имел узнаваемый внешний вид: 193 см роста, плюс высоченный цилиндр, плюс фирменная бородка, что в наибольшей степени соответствует иконографическому образу Дядюшки Сэма.
Во-вторых, Линкольн оставил после себя довольно примечательный массив политических текстов, прежде всего в формате речей. Для многих американцев цитаты Линкольна настолько же узнаваемы и «впитаны с молоком матери», как для нас — цитаты Пушкина.
Ну и, наконец, Линкольн действительно проявил себя как умный, смелый и решительный лидер, не побоялся взять на себя ответственность в самый напряженный момент американской истории, когда страна, в буквальном смысле, разваливалась на куски.