На главную страницу


Екатерина Жукова

 

«…Как славно ввечеру, вдали Всея Руси,
Барышникова зреть. Талант его не стерся!
Усилие ноги и судорога торса
с вращением вкруг собственной оси

рождают тот полет, которого душа
как в девках заждалась, готовая озлиться!
А что насчет того, где выйдет приземлиться,
- земля везде тверда; рекомендую США».

 

Иосиф Бродский

 

Михаил Николаевич Барышников или просто Миша (Misha)… это имя известно в США практически каждому. Для американца оно значит примерно столько же, что для нас имя Майи Плисецкой или Анны Павловой. Удивительно талантливый танцор, звезда мирового балета, интересная личность… Михаил Барышников – один из немногих людей, кого можно назвать живой легендой.

Михаил родился в Риге в 1948 году в семье офицера Советской Армии. Танцевать он начал в 9 лет, вдохновившись спектаклями латвийской оперетты, на которые его водила мама. С ней у Михаила связаны самые теплые воспоминания. Но, к сожалению, мать рано покинула мальчика, покончив жизнь самоубийством. Михаил остался один. Он рос трудолюбивым и упорным, рано начал ценить независимость и понял, что ему всего придется добиваться самому. Приняв твердое решение заниматься балетом, он уже никогда ни на шаг не сворачивал с пути.

В 1964 году Михаил поступил в Ленинградское хореографическое училище. Его руководителем был А. И. Пушкин, среди учеников которого можно встретить выдающиеся имена, такие как Рудольф Нуриев. Барышников, благодаря своему усердию, стал едва ли не лучшим молодым танцором и в 1966 году победил на международном фестивале балета в Варне. Его виртуозная техника, чистота исполнения, сила и артистизм уже тогда покорили многих. Клайв Барнс, журналист New York Times, описал его словами «самый совершенный танцор из всех, что я когда-либо видел».

 

1

По окончании училища Михаил был принят в Театр оперы и балета имени Кирова. В составе труппы он блестяще танцевал ведущие партии в классических спектаклях, ряд выдающихся хореографов ставили спектакли специально для него. Но его душа просила большего. Советский балет не мог предоставить ему возможность свободно творить, превращая танец в средство самовыражения. Репертуар академического театра – это все, что Михаил имел возможность исполнять на родине. И вот, в 1974 году неутолимая жажда творчества взяла свое: во время гастролей с труппой Большого театра в Торонто, Михаил Барышников становится «невозвращенцем». Он объявляет всему миру о своем отказе вернуться в СССР и присоединяется к труппе American Ballet Theatre (ABT).

Дебютировав в АВТ в спектакле «Жизель», он на несколько лет остается в этом театре, по праву считающимся одним из ведущим мировых центров балета. Михаил взахлеб изучает новые роли и техники исполнения, расширяя не только горизонты своего творчества, но и всего мужского танца. Самыми яркими его спектаклями в ABT становятся «Щелкунчик», «Дон Кихот» и «Золушка».

С 1978 по 1979 год Барышников танцует в New York City Ballet, но в 198033 возвращается в АВТ. Здесь он становится не только ведущим актером, но также и художественным руководителем театра – должность выдающаяся, особенно если учесть, что занимал ее Михаил Барышников почти целое десятилетие. За это время он воспитал целое поколение известных танцовщиков и хореографов. Будучи руководителем, он пытался, с одной стороны, усовершенствовать технику исполнения и стиля, ставя классические спектакли, знакомые ему по России, а с другой – обогатить репертуар труппы современными постановками. На вопрос о том, почему он оставил АВТ, Михаил отвечает: «После 10 лет работы в АВТ решили, что я – не тот человек, который может руководить театром. Была и личная причина, но еще и ради самого театра я решил уйти из труппы. То, как я руководил театром, было моей большой ошибкой. Я требовал от артистов слишком многого, стремясь в течение десяти коротких лет изменить стиль работы театра... Кроме того, у меня возникла мысль преподавать».

Барышников все время расширял и продолжает расширять границы своего творчества. Так, он принимал участие в спектаклях на Бродвее («Метаморфозы» по Ф. Кафке (1989), различные постановки с участием Лайзы Минелли), снимался в кино (первый фильм «Поворотный момент» вышел в 1977), на телевидении ( танцы на экране в 1990-х были крайне популярны). В фильме «Белые ночи» (1985) он практически играет самого себя – советского танцора, сбежавшего за границу

 

Удивительный момент фильма «Белые ночи». Барышников танцует под Высоцкого

 

 

В 1990 году Барышников вместе с хореографом Марком Моррисом основали коллектив White Oak Project ,который со временем превратился в большую передвижную труппу. White Oak Project дал возможность Барышникову экспериментировать в полную силу. Коллектив стал в своем роде уникальным: артисты исполняли необычайную смесь классического русского балета и современного американского танца.

3В 2005 году Михаил Барышников открыл в Нью-Йорке Baryshnikov Arts Center (BAC) – своеобразное пристанище для людей, занимающихся творчеством. Со дня своего основания, центр принял огромное количество художников, актеров, танцевальных коллективов из США и из-за рубежа. Центр принимает гостей как на коммерческой основе, так и бесплатно, предоставляя гранты. «Молодые люди часто бывают в своих суждениях экстремистами, потому что им трудно доказать свою точку зрения, свои взгляды, особенно в наше время, в нашей политической ситуации, когда молодые таланты не имеют никакой поддержки, как не имеет никакой поддержки искусство вообще. Поэтому мы решили, что самое время создать частные программы и в частном порядке помочь молодым артистам занять достойное положение. Мы хотим верить, что это возможно.» - так объясняет Барышников свое решение создать центр.

Легендарный ресторан «Русский самовар» - еще один удивительный проект, в котором принял участие Барышников. Роман Каплан, владелец ресторана и хранитель его традиций, в свое время обратился к другу – Иосифу Бродскому с предложением вложить средства в создание «Самовара». Бродский в свою очередь пригласил своего товарища – Барышникова. Михаил вложил деньги, накопленные с выступлений, а Иосиф – часть только что полученной Нобелевской премии. «Русский самовар» стал оплотом русской культуры в Америке. Среди его посетителей встречаются как самые громкие имена русских деятелей культуры (Довлатов, Ахмадулина, Окуджава, Вишневская, Ростропович, Бутман, Церетели, Михалков… этот список бесконечен), так и иностранных (Стрейзенд, Форман, Депардье, Минелли, Сталоне и пр.). «Русский самовар» стал своеобразным центром русских людей, разделенных океаном с родиной.

О дружбе Барышникова с Бродским, начавшейся с самого приезда Михаила в Америку в 1974 году, можно говорить долго. Бродский посвятил Михаилу свои стихотворения «Классический балет есть замок красоты...» и «Раньше мы поливали газон из лейки…». О самом танцоре он говорил так: « Барышников – это существо абсолютно уникальное…Человек потрясающего ума и интуиции…он на меня произвел, и производит колоссальное впечатление».

В конце 90-х годов Михаил снялся в популярном телевизионном сериале «Секс в большом городе», где сыграл любовника главной героини – русского художника Александра Петровски. В его роли много иронии: там упоминается и Studia 54 – место куда захаживал сам Барышников наряду с большинством нью-йоркской тусовки того времени, и «Русский самовар». Благодаря этой роли Барышников стал широко известен в России, до этого о нем, увы, знали лишь немногие люди страстно интересующиеся балетом – факт, которого надо стыдиться.

Говоря о личной жизни Барыщникова, необходимо упомянуть американскую актрису Джессику Ланж – мать его дочери Александры. Сегодня Барышников живет в гражданском браке с Лиз Хейнхард, у них трое детей: Питер, Анна и Софья.

Барышников в рекламе «Citizens of Humanity»


Барышников оказал неописуемое влияние на весь танцевальный мир. Он танцевал под Чайковского и Шостаковича, Элингтона и Синатру, Высоцкого и просто в тишине под ритм своего сердца. Он стал образцом классического балета и в то же время символом современного танца. Удивительный человек, он каждый день продолжает удивлять нас, участвуя в новых проектах.

«Никто не рожден танцором - однажды произнес Барышников – вы просто должны хотеть этого больше всего на свете».

 

Список использованных материалов:

  1. http://www.bacnyc.org/about/mikhail-baryshnikov
  2. http://www.bacnyc.org/about/about-bac
  3. http://www.britannica.com/EBchecked/topic/54550/Mikhail-Baryshnikov
  4. http://www.kennedy-center.org/explorer/artists/?entity_id=3693&source_type=A/
  5. http://www.runyweb.com/articles/people/era-arhive/mikhail-baryshnikov-interview-2005.html
  6. http://cinema.newizv.ru/news/51221/