На главную страницу


Юлия Михайлова

 

I have a dream that one day this nation will rise up

and live out the true meaning of its creed:

"We hold these truths to be self-evident,

that all men are created equal."


Martin Luther King, Jr.

 


 

 С чем ассоциируются Соединенные Штаты? Бесспорно, с американской мечтой и свободой, которая принадлежит каждому по праву вне зависимости от пола, цвета кожи, даже сексуальной ориентации (в исключительных случаях). Однако истинное лицо государства, построенного на демократических и либеральных ценностях, не столь миловидно. Оно изборождено глубокими морщинами и шрамами многолетней борьбы за равноправие разных групп населения. Кажется, что невозможно уничтожить из сознания нации колонистов расовые предрассудки, как и освободить пронизанное христианским учением патриархальное общество от гендерной сегрегации.

 Дело в том, что для принятия должных мер нужен импульс, толчок, который выплеснется в грандиозное событие. Словно капли воды, формирующие карстовые пещеры, нарастающее недовольство постепенно вытачивает уверенность в необходимости перемен. Со временем напряжение возрастает, и накопившееся возмущение бесправным положением, как вулкан, вырывается наружу, угрожая погрести под толстым слоем раскаленного пепла все привычные традиции, обычаи, нормы неосторожного общества. Гибель заслужена: недальновидность и самоуверенность приводит к летальному исходу. Хотя некоторые призраки прошлого остаются, время от времени напоминая о свергнутом прошлом. Примерно по такому сценарию развивались отношения внутри американского общества, хорошо известного глубокими расовыми предрассудками. Гнев бесправного слоя общества США находит выход после Великой депрессии и Второй мировой войны, сопровождаясь как насильственными, так и ненасильственными мерами борьбы. Отчасти свой вклад внесли коммунисты Соединенных Штатов, преследуя идею равных прав черного и белого населения.

 В 1950-х годах последовал ряд судебных решений, связанных с неподчинением представителей чернокожего населения сегрегационным законам южных штатов. Невозможно было больше терпеть унижение от привилегированного класса. Начались забастовки угнетаемых общин, во время которых на авансцену выходит Мартин Лютер Кинг, ставший иконой движения за гражданские права. Пропаганда ненасильственной борьбы в США, проводимые акции, выступления, бойкоты, лозунги очень напоминали методы индийского лидера за независимость Махатмы Ганди, ведь именно заокеанский борец за свободу стал истинным гуру для молодого пастора. Только благодаря мирным действиям и отстранению от террористического и юридического пути,  движение приобрело массовый характер и не допустило гражданской войны в стране.
Интересное влияние оказал «год Африки» - стремительный рост числа независимых государств на карте. Увеличение количества прибывающих в Вашингтон дипломатических представителей из новоиспеченных государств также подбросило дров в разгорающийся костер. Не удивительно, что вид успешных чернокожих послов и консулов вызывал зависть у американских бесправных жителей, что подогревало их желание стать на одну ступень с зазнавшимися эксплуататорами. Хотя даже высокие представители стран Черного континента нередко сталкивались с расовой дискриминацией во время визита в США, что изрядно мешало американцам распространять свое влияние в перспективной части света. Кажется, настолько отстраненный факт, но, тем не менее, оказал свое действие на движение за гражданские права.

Набирающая силу волна возмущений угрожала перерасти в настоящее цунами. Политики пытались вынести пользу из сложившейся ситуации (особенно перед президентскими выборами), более того, постоянный прирост числа союзников чернокожего населения и постоянная борьба по-настоящему пугали элиту. Помимо невооруженных соратников Кинга были более кровожадные и радикальные группировки. «Черные мусульмане», «Нация ислама», «Черные пантеры» подливали масла в огонь жуткими расправами, актами насилия и провокационными лозунгами. Популярность экстремистских групп росла со временем, поскольку нетерпение и неэффективность ненасильственных методов, которые требуют большего времени, подталкивали чернокожее население браться за оружие.

Движения за гражданские права были неоднородными: где-то стихийными (восстания в гетто), где-то организованными (движение Кинга или «Черные пантеры»), где-то насильственными, где-то нет.  Неуверенность и бездействие правительства США, половинчатые уступки только подталкивали чернокожих жителей продолжать борьбу за равенство с «белыми», они ощутили силу и мощь единства, гордость за себя. Безусловно, афроамериканцы достигли неизмеримо больших успехов в «погоне» за равноправием, но все-таки расовая дискриминация сохраняется и в наше время. Сегрегация изменила свое лицо, что затрудняет ее выявить, но это совершенно иная история…

 

 

Использованные источники:

  1. Арсеенко А. США: дважды неравные – ни богатства, ни здоровья. http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?697
  2. Из истории политического движения и общественной мысли США. М.: Международные отношения, 1991. 251 с.
  3. История США. М.: Наука, 1985. Т. 4. 428 с.
  4. Клейн Г.С. Популярная история Соединенных Штатов. Кембридж, Великобритания и Нью-Йорк, 2004. 372 с.