На главную страницу


Строкань М.

Апрель 1958 года, Москва. Подходит к концу первый международный конкурс пианистов и скрипачей имени П. И. Чайковского – главное музыкальное событие советской оттепели. Между членами жюри обнаружились резкие противоречия.  Несмотря на то, что третий тур еще не состоялся, у жюри, несомненно, были кандидаты, достойные первой премии. На место победителя претендовали одновременно представитель СССР, Лев Власенко, Лю Ши-Кунь из Китая и американец Ван Клиберн. Разногласия возникли, собственно, из-за наличия так называемой артистической оценки (т.е. оценки выступления участника в целом) и дисциплинарной (выявление всевозможных недостатков в программе исполнителя для соответствия оценки необходимым стандартам). Выступление музыкантов в финальном, третьем туре, должно было определить все. И хотя лидерство Клиберна признавалось большинством членов жюри, присуждение победы американцу во время «холодной войны» казалось шагом рискованным.

Ван Клиберн на конкурсе Чайковского 1958 год

Скандал в жюри спровоцировал известный пианист С. Рихтер, явная симпатия которого к Клиберну и способствовала лидерству последнего. Рихтер считал, что искусство стоит выше политики и что талант Клиберна должен быть оценен так, как он того заслуживает. Поэтому высшую оценку во втором туре – 25 баллов – Рихтер поставил только своему фавориту.

Ван Клиберн

Третий тур в высшей мере поразил всех зрителей и членов жюри. Красивый и высокий американский юноша  блестяще исполнил два фундаментальных произведения русской классической музыки – концерт для фортепиано с оркестром №1 П. И. Чайковского, и концерт для фортепиано с оркестром №3 С.В. Рахманинова. Собственно, они и стали его так называемой «путевкой в жизнь». За присуждение первой премии Клиберну проголосовало большинство членов жюри, а упомянутые Власенко и Ши-Кунь поделили второе место. Так в первом международном конкурсе Чайковского победил мало кому в СССР известный американец, навсегда оставшись в истории и сердцах зрителей.

Ван Клиберн (Harvey Lavan Cliburn Jr.) родился в 1934 году в небольшом городе Шривпорт, Луизиана. Его отец не имел ничего общего с музыкой: он был инженером-нефтянником, поэтому семья была вынуждена часто переезжать. Вскоре после появления на свет ребенка, семья переехала в Техас. Мать же, Рильдия, была превосходной пианисткой и обладала педагогическим талантом. Своему мастерству она обучалась у немецкого пианиста Артура Фридгейма, который, в свою очередь, перенял мастерство своего учителя - знаменитого композитора Ференца Листа. Рильдия значительно преуспела в этом «ремесле» и зарабатывала на жизнь частными уроками. На одном из подобных занятий присутствовал ее трехлетний сын, Лэйвэн, которого в семье ласково называли Вэн. Малыш еще не умел читать с листа и, услышав мелодию, которую мать пыталась показать одному из учеников, сумел повторить ее на фортепиано. Такие «подвиги» мальчика повторялись неоднократно. Детство Клиберна во многом напоминает детство Моцарта: оба они проявляли феноменальные музыкальные способности, у обоих первыми учителями были родители, но если Моцарт так и не получил признания при жизни, то Клиберн с юных лет стал более чем просто популярен. Мать делала все возможное для развития таланта мальчика и именно она привила ему любовь к музыке. "She watched me like a hawk, even if she wasn't in the same room. She taught me to listen; she taught me everything. And I just loved to play; it seemed like I was born to play the piano", говорил пианист о своей матери в одном из интервью. Однако и отец не сидел сложа руки: если он не имел возможности обучать сына самостоятельно, то прилагал все усилия для создания благоприятных условий. Он даже сделал специальную «студию» в своем гараже, где Вэн мог заниматься в любое время. Неимоверные усилия родителей, природные способности Клиберна и его трудолюбие сложились воедино и сформировали в нем искусного пианиста. Уже в возрасте 14 лет он успешно выступал в известнейших залах Соединенных Штатов. Отправной точкой его грандиозных побед стало выступление в Карнеги Холл в 1949 году и победа в конкурсе «National Music Award».

Двумя годами позже, по окончании школы, Клиберн поступил в Джульярдскую школу искусств. Там он стал учеником Розины Левиной (Rosina Lhevinne), выпускницей московской консерватории, и познакомился с русской школой игры на фортепиано. Левина значительно расширила репертуар Клиберна, помогла ему усовершенствовать технику игры, научила шире понимать музыку. В Джульярде Клиберн с первых дней стал одним из лучших учеников. Он появлялся вновь и вновь на различных конкурсах, завоевывал премии и награды, становился более известным. Однако после окончания Джульярдской школы в 1954 году удача отвернулась от пианиста. Несмотря на плотный график выступлений, контрактов на постоянную работу у него не было. Финансовое положение семьи оставляло желать лучшего. Кроме того, тяжело заболела мать Клиберна, так что ему пришлось подменить ее и на некоторое время стать преподавателем.

Но вот настал 1957 год и с Клиберном вновь связалась Розина Левина. Она рассказала ему о предстоящем международном конкурсе в Москве и убедила принять участие. Клиберн снова обрел надежду закрепиться в мире музыки и начал подготовку. Он усердно занимался по 11 часов в день на протяжении 2 месяцев, готовя произведения на конкурс. В своих интервью позже он сообщает, что огня ему добавляло страстное желание воочию увидеть собор Василия Блаженого, который с детства запал в его воображение.

 

Обложка пластинки с записью выступления Клиберна

 

Свой первый визит в Москву Клиберн вспоминает с улыбкой. После того, как самолет приземлился, одним из первых вопросов пианиста был можно ли проехать так, чтобы по пути он увидел собор. Просьба его была выполнена: побывав на Красной площади, музыкант полюбил Россию, как впоследствии полюбили его миллионы советских граждан.

Еще перед началом конкурса поползли слухи о том, что члены жюри уже решили присудить первую премию советскому исполнителю. Многие не верили, что у представителя США есть шансы на победу во время «холодной войны» и считали, что его успех так или иначе скован политикой. Клиберна слухи ничуть не пугали. Он придерживался такого мнения: "I think that political events come, and they pass. They have no staying power. But art always remains with us".

Обложка журнала


Через какие тернии на пути к звездам только не пришлось пройти исполнителю! В третьем туре он выступал с перевязанным указательным пальцем, кроме того, во время выступления Клиберна на рояле порвалась струна. Казалось бы, известная история Паганини повторилась, однако на рояле одна из 88 струн была заметна менее чем на скрипке, и Клиберн сумел достойно выступить несмотря на этот дефект инструмента. Дальнейшие события были описаны ранее. После победы пианист обрел всемирную славу, на него обратили внимание известнейшие музыканты мира, ему предлагали контракты, так что материальное положение постепенно улучшилось. Но вместе с тем возросла и популярность пианиста, как на родине, так и в Советском Союзе. Сразу по окончании конкурса, никто не знал, какова будет реакция правительства на такое решение жюри. В своих интервью позже Клиберн признается, что и сам не знал, какого отношения к себе ждать от Хрущева, ведь с ним пианист  должен был встретиться на приеме в честь бельгийской королевы Елизаветы. Однако отношение Советского правительства превзошло все ожидания: к молодому музыканту отнеслись с большим уважением, и, можно сказать, со свойственным русским гостеприимством. Вспоминая о визите в СССР, Клиберн рассказывает, что Хрущев называл его по-русски – Ваней и постоянно… хотел его накормить.Ван Клиберн 2010 год

Многих, наверняка, интересует несоответствие между истинным произношением имени музыканта (Вэн Клайберн) и его написанием здесь. Дело в том, что до конкурса Чайковского пианист не был известен в Советском Союзе. Редакцией же конкурса неоднократно были допущены ошибки в переводе имен зарубежных конкурсантов. «Ван Клиберн» - так с первых дней популярности музыканта стали звать его миллионы россиян. Узнав о допущенной ошибке, многие СМИ попытались изменить ситуацию, но сам маэстро пожелал оставить русский вариант произношения для любившей его советской публики, а на позже выпущенной о нем книге, где его имя было написано правильно, он и вовсе отказался оставлять автограф. Об этом даже посол СССР г-н Меньшиков спросил пианиста: "Ну, каково иметь две личности?"

На родине победителя встречали со всеми почестями. Портрет Клиберна появился на обложке знаменитого журнала «Time» со слоганом «The Texan Who Conquered Russia»

Предприниматели Америки значительно преуспели на продаже записей выступления Клиберна, одна только запись концерта Чайковского собрала более миллиона долларов. Его успех только начал набирать силу. Пианист-виртуоз стал появляться в концертных залах всего мира, принимать участие в различных конкурсах и приобретать все большее и большее признание. Слушатели по всему миру признавались в письмах ему в любви, ждали с гастролями. С 1958 по 1978 годы он объехал всю Европу, давая по 100 концертов в год. Одновременно с этим в 1964 году Клиберн попробовал себя в роли дирижера и также преуспел. Однако в 1978, после смерти отца, он перестал появляться на сцене – ушел на заслуженный отдых. Но как известно, от творческого человека можно ожидать чего угодно. Клиберн не сумел долго находиться в бездействии и уже в 1987 году играл в Белом Доме для Рейгана и Горбачева, а в 1994 вновь организовал мировое турне.

На сегодняшний день Вану Клиберну 77 лет. Он не устает проводить мастер-классы, присутствовать в жюри различных конкурсов и вручать награды. Сегодня известен международный конкурс пианистов имени Клиберна в Техасе, который также открывает дорогу для многих молодых талантов. А еще в 2010 году он присутствовал на очередном, 14 конкурсе Чайковского и награждал победителей, как когда-то его наградил сам Д. Д. Шостакович. Маэстро внимательно следит за судьбой конкурса Чайковского и с теплом вспоминает прием русской публики. Его отношению к музыке и к искусству в целом может позавидовать любой современный исполнитель. Клиберн навсегда вошел в историю, как первый победитель престижного международного конкурса имени Чайковского, как пианист, полюбившийся советской публике, как техасец, покоривший Советский Союз.

 

Список источников:

  1. Musician biographies. Van Cliburn biography -http://www.musicianguide.com/biographies/1608001750/Van-Cliburn.html
  2. Mid-century music - http://midcenturymusing.com/2011/04/21/the-eyes-have-it/
  3. Van Cliburn Foundation - http://www.cliburn.org/
  4. The Julliard School - http://www.juilliard.edu/
  5. Искусство и культура - http://www.itogi.ru/iskus/2009/41/144888.html

Изображения:

  1. http://www.time.com/time/covers/0,16641,19580519,00.html
  2. http://art.gazeta.kz/news/?id=8766
  3. http://www.visualrian.ru/ru/site/photo/historic/1950/?startfrom=5976
  4. http://kinoru.ru/shop/product/legendy-vremeni-van-klibern-harvy-van-cliburn-olga-kuznecova-zhanna-andreeva-2008-g-dokumentalnyj-film-dvdrip
  5. http://nibera.com/uploads/posts/2011-06/1307604585_van-cliburn-1958.jpg