На главную страницу


Кемпи О.


В американских колониях с самого начала их создания закладывались основы самоуправления. Во всех видах колоний, а их было три: королевские, собственнические и корпоративные, существовала система «смешанного правления». Губернатор олицетворял власть суверена, Совет, или верхняя палата Ассамблеи, аристократическую власть, Палата Представителей – демократическую. Все это внешне напоминало структуру государственного управления Великобритании, однако соотношение ветвей власти было отличным от существовавшего в Метрополии.

После Славной Революции 1688 года в Великобритании полномочия монарха были значительно урезаны, однако по отношению к колониям они даже возросли. Это выражалось и в том, что начала серьезно ущемляться власть местных ассамблей, и в том, что все больше колоний превращались в королевские. Управление Новым Светом велось посредством представительства английского монарха через губернатора и издания королевских инструкций в качестве законодательных актов.

 

Губернаторы корпоративных колоний (Род-Айленд, Коннектикут) избирались ассамблеями, в собственнических – назначались владельцами колоний, в монархических, соответственно, английским королем.

Полномочия губернаторов были довольно обширными. Они обладали всей полнотой исполнительной власти, имели право отменять любые законодательные инициативы и решения ассамблей, обладали полномочиями созыва и роспуска законодательных собраний, колониальных судов, назначали судей, исполнителей приговоров, обладали правом помилования и амнистии.

Колониальный Совет являлся, своего рода, правой рукой губернатора, одновременно сочетая в себе признаки кабинета министров и верхней палаты ассамблеи, которая могла отменить любое решение нижней палаты. Членами этого органа становились представители колониальной элиты, кандидатуры которых утверждались в Англии. Обычно, не более 12 человек. Советы совместно с губернатором принимали участие в отправлении правосудия. Тем самым, они принадлежали, скорее, к монархической, чем к самостоятельной аристократической ветви власти.

Палаты Представителей, изначально, имели мало возможностей влиять на колониальную политику, однако, со временем их власть начала возрастать. В первую очередь в связи с тем, что они постепенно приобрели право распоряжаться бюджетом и всей финансовой политикой колоний. Сосредоточив власть над финансами, нижняя палата приобрела мощный рычаг влияния на политику. Губернатор был поставлен в зависимость от палаты представителей во всех своих расходах. Ассамблеи приобрели право вводить налоги, определять бюджет и размеры жалования губернаторов и других должностных лиц. Используя этот рычаг давления на исполнительную власть, ассамблеи добивались принятия необходимых решений и назначения нужных людей на различные посты.

Однако и губернаторы не теряли возможности распускать ассамблеи, переносить заседания, не назначать выборы, навязывать свои законопроекты.

В последнее время возобновились дискуссии о том, насколько же демократичной была «демократическая» ветвь колониального правления в Америке. Свои точки зрения на этот вопрос представляют историки-прогрессисты, говорящие о достаточно небольшой степени представительности колониальных ассамблей. С середины 20 века возобладала позиция представителей «школы консенсуса», основанная на том, что в выборах в Америке колониальных времен принимало участие 90% всех белых мужчин. Сейчас склоняются к числу 50-70%. По сравнению с Англией, американская избирательная система была более демократичной, но учитывая, то, что белых мужчин в Америке было меньшинство, и по отношению ко всему населению, процент имеющих избирательное право составлял лишь 10-15%, что в современном представлении никак нельзя назвать совместимым с понятием демократии.

В целом, можно сказать, что колониальные ассамблеи Америки были изначально подчинены королевской власти и на протяжении всего колониального периода не имели больших полномочий в формировании политики. Однако, они заложили основы демократического управления и государственности будущих Соединенных Штатов. Члены ассамблей были убеждены, что на них лежит особая обязанность сохранения и защиты свобод колонистов. Любая атака на законодательные органы рассматривалась как посягательство на права американцев. Это отношение к политическим институтам, как к священным защитникам прав и свобод, сохраняется и на протяжении всей истории американского государства.

Источники:

  • Согрин В.В. Образование североамериканского государства: новое прочтение // Новая и Новейшая история. №1, 2002
  • Всемирная история. Соединенные Штаты Америки. Самоуправление английских колоний. Начало борьбы за независимость // http://www.world-history.ru/countries_about/2182.html
  • Все о США. СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ В XVIII в. // http://www.america.al.ru/usahist.html
  • Divine R. A. America past and present. New York, NY, 1995, p.69