На главную страницу


Иванова И.

«Charles James is not only the greatest American couturier, but the world's best and only dressmaker who has raised it from an applied art form to a pure art form» - так сказал Cristobal Balenciaga об одном из величайших дизайнеров Америки – Чарльзе Джеймсе. Эти слова могут показаться претенциозными, но он вошёл в историю моды именно как поистине первый и самый знаменитый американский кутюрье.

Чарльз Уилсон Брега Джеймс имел англо-американское происхождение. Он родился в Sandhurst, Англия в 1906 г. Его родителями были мать – американка из Чикаго и отец – британский офицер. Некоторое время талантливый молодой человек учился в престижной школе Harrow в Лондоне, но был исключен  вследствие сексуального скандала; он недолго отучился во французском университете  в Bordeaux, после чего был послан своими родителями в Чикаго для того, чтобы заняться архитектурным дизайном. Но и его он «бросил» практически сразу же, так как данное направление дизайна ему было не интересно.

Несмотря на то, что Чарльз Джеймс не задерживался подолгу в каждом из этих учебных заведений,  там  он нашёл друзей - знаменитых Cecil Beaton, Evelyn Waugh и Francis Rose. Обладая умом и смекалкой, в возрасте 19 лет начинающий дизайнер  в 1926 г. открыл  в Америке шляпный магазинчик под названием "Charles Boucheron".  Он мог бы преуспеть в различных отраслях дизайнерской деятельности,  но всё-таки остановился на создании дамских шляп: он совершенствовал и придумывал до жути красивые женские аксессуары.

Необходимо отметить, что в создании своих творений, дизайнер делал акцент именно на качество и вид продукта, нежели на его количество. Хотя он создавал действительно восхитительные шляпки, уже через два года Чарльз Джеймс перебрался в Нью-Йорк, где приступил к созданию своих «шедевральных» платьев.

В 1929 году дизайнер работал по маршруту Нью-Йорк – Лондон. Клиентами Чарльза Джеймса уже в то время стали Millicent Rogers, Coco Chanel и Diana Vreeland. Его работы вскружили голову многим своей ослепительной красотой и изяществом, они покупались на долгие годы, потому что всегда оставались  в моде. Так, например, придуманная им «юбка-брюки» продавались в нью-йоркской сети универмагов Lord and Taylor вплоть до 50-х  гг.

В 1934 – 35 гг. Джеймс работал в столице моды – в Париже под руководством Paul Poiret, проектируя ткани для французского текстильного производителя Colcombet, располагавшегося в городе Lyon.

Дизайнер прочно основался в столице США  в период  с 1940 до 1947 гг. Кстати, в течение определённого времени в эти годы он создавал одежду для салона  Elizabeth Arden. Одну из своих самых успешных коллекций Джеймс привёз в Париж в 1947 году. В 1950–е гг. дом моды Чарльза Джеймса был одним из самых популярных, в связи с этим сам дизайнер оставался в этот период времени преимущественно в Америке.

Почему клиенты оставались преданными его творениям? Почему можно часто увидеть слово «гений» в описании Джеймса?  Важно то, что он рассматривал женское тело, как каркас, нечто такое, из чего можно было вылепить скульптуру, а не просто одеть. Он не просто делал набросок, драпировал модель, но подходил к ремеслу пошива  женского платья, используя инженерные знания, например, он часто изучал распределение веса предметов одежды. Поэтому он создавал платья прямо на моделях! Как мастер своего дела, дизайнер анализировал взаимодействие элементов пропорции, цвета, линии и структуры.  «Строительные» детали были не просто важны, они стали для него навязчивой идеей. Взять, например, тот факт, что потратив огромную денежную сумму, он несколько лет занимался совершенствованием рукава.

Джеймс – бог бальных платьев, он рассматривал их как произведения искусства. Между прочим, как и многие его клиенты. Год за годом он переделывал оригинальную вещь, дополняя её и делая удобной и ещё более привлекательной. У Джеймса был бесконечный фонд идей, которые он воплощал в своей одежде.

Бальное платье для него было «королевой женских платьев». В молодости прекрасные платья формы песочных часов сильно нравились  Джеймсу.  А сам он стал ваятелем в моде, известным благодаря созданию платьев «бабочка» и  «листок клевера». Последнее он создал специально для Mrs. Randolph Hearst, Jr., чтобы она одела его на бал по случаю инаугурации президента Эйзенхауэра  в 1953 г. Форма юбки платья напоминает клевер с четырьмя листьями, а сама она была отделана черным бархатом. Это же платье Mrs. Hearst надевала также и на бал в честь коронации королевы Элизабет.  Платье «Бабочка» весило около 7 кг, было без бретелек  и выглядело словно бабочка, потому что демонстрировало переходы, слои  различных цветов.

Чарльз Джеймс был действительно великим дизайнером. Именно он создал телогрейку, топ из цельного куска ткани, который собирался всего лишь с помощью ленты сзади по линии талии, благодаря ему крестообразная форма юбки стала круглой. Дизайнер был перфекционистом и хотя его помнят в основном как создателя вечерней одежды, он создавал удивительной оригинальности повседневные вещи. Джеймс одевал лучших женщин Америки.

Однако после рождения сына, он создал и детскую коллекцию одежды. Также, он занимался дизайном интерьера. Но совсем немного.

Карьера Чарльза Джеймса закончилась, скорее всего, из-за его сложных отношений с клиентами. Он мог запросто не прислать платье клиенту, отдать его другому  и т.п. После долгих лет работы с Элизабет Арден, они расстались. В 1958 году мастер женского платья «ушёл» из мира моды, а  после увлёкся наркотиками. В 1978 г.  талантливый дизайнер скончался.

В 2001 г. В Нью-Йорке было решено почтить память американских модельеров: вдоль 7-й авеню стали вывешивать бронзовые мемориальные доски. Это так называемая «Модная Аллея Славы». Подобную доску повесили и в честь талантливого Чарльза Джеймса.

 

По материалам:

American designer: http://www.fashionencyclopedia.com/Ja-Kh/James-Charles.html\

История моды: http://www.retromoda.ru/couturiers/charlesjames.html

Timeline: http://couturier.couturiers.ru/54/611.htm

America's First Couturier: http://www.suite101.com/content/charles-james-a162798

Charles James: http://www.fashionmodeldirectory.com/designers/charles-james/