На главную страницу


Черняков А.

Подземная или подпольная железная дорога – это тайная организация в США, которая занималась организацией побегов и переброски негров-рабов из рабовладельческих штатов Юга на Север. Организация работала в 19 веке до начала Гражданской войны в США в 1861 году. Идеологами этой организации выступило движение аболиционистов, квакеры и свободные негры. Организация Подземная железная дорога называлась так не потому, что она использовала тоннели или поезда (ни то, ни другое не использовалось), а ввиду того, что его участники пользовались железнодорожной терминологией.

На этой дороге существовали определённые маршруты или «линии», по которым передвигались беглые рабы. Начинались эти пути от границ штатов Теннеси, Виргинии, Кентукки, Мэриленда, Джорджии и вели в северные штаты, и в Канаду.

 

 

Это общество имело довольно чёткую организацию: существовали т.н. «кондукторы» или «проводники» (старшие-сопровождающие в группах), «станции» (жильё, которое предоставлялось сочувствующими «начальниками станции» для беглых чёрных невольников в пути для отдыха и укрытия). Расстояние между «станциями» обычно составляло около дня пути. Также существовали «акционеры», которые предоставляли финансовую помощь. Рабов называли либо «товаром» либо «грузом». Сама железная дорога была известна, как «поезд свободы», который мчался в «рай» или в «обетованную землю» - Канаду. Для невольников была предусмотрена и новая одежда, и после того, как было освобождено более 300 рабов, был открыт специальный «магазин» одежды для беглых негров.

 

 

Хоть дорога и называлась «железной», но для перевозки использовались шлюпки, корабли, повозки, а зачастую просто пешком. Передвигались малыми группами. С группой всегда был «кондуктор», который знал дорогу и должен был доставить беглецов с одной «станции» на другую. Обычно по линиям двигались в тёмное время суток, проходя за ночь 10-20 миль (15-30 км). На утро беглецы приходили к очередной станции, где прятались весь день. И на следующую ночь всё повторялось до тех пор, пока рабы не попадали на свободную территорию. Это было очень опасным делом. В случае поимки и проводникам и рабам грозило суровое наказание или смерть.

 

 

Информация о «железной дороге», «маршрутах» и «станциях» держалась в секрете. Поэтому, был создан секретный язык общения. Например, фраза: «Я отправил на 2 часа 4 большие и 2 маленькие палки колбасы» означало, что в путь отправились 4 взрослых и 2 ребёнка из Харрисбурга в Филадельфию.

Южные газеты практически каждый день были заполнены объявлениями о новых побегах рабов, за поимку которых предлагалось большое вознаграждение. Был даже создан специальный отряд профессиональных охотников за беглецами, которые их вылавливали и возвращали обратно хозяину. Но если рабу удавалось добраться до Канадской границы, то преследование прекращалось.

 



 

Однако «переезд» на новые места жительства не всегда радовал бывших рабов: возникали трудности в поиске и устройстве на работу, в частности из-за массовой европейской иммиграции, процветал расизм.

За период с 1830-1861 гг. по этому пути удалось переправить на Север и дать свободу более чем 60 тысячам рабам. По другим подсчётам около 100.000 человек были освобождены. Самая большая группа беглецов расположилась в Верхней Канаде, где были созданы общины «Африканских канадцев». Ещё около 1.000 беженцев расположились в Торонто, а также появилось несколько деревень, в которых жили экс-невольники. Были у этого общества и свои герои. Наиболее отличились Томас Гаррет, помогший бежать более чем 2 200 рабам, и негритянка Гарриет Табмен, совершившая 19 «путешествий по дороге» и освободившая примерно 300 рабов, в том числе сестру, брата и родителей.

 

 

Она умела очень хорошо изменять свою внешность, переодеваясь то в безобидную старушку, то в душевнобольного старика. Ни один раб, которого проводила  Табман, не был пойман. Афроамериканцы, стремившиеся на север, называли ее своим «Моисеем», а реку Огайо, отделявшую в некоторых частях страны рабовладельческие штаты от свободных – «рекой Иордан». За поимку Табман была назначена награда в 40.000 долларов.

Но компромисс 1850 года привёл к принятию более жесткого закона о беглых рабах. Закон ввёл новую должность специальных комиссаров, уполномоченных исполнять в федеральном суде иски рабовладельцев к беглым рабам. Закон предусматривал огромные штрафы за оказание помощи беглому рабу, а также в отношении федеральных чиновников, которые не соблюдали условий закона.

Хотя агентов, «начальников станций» и «проводников» было относительно мало, их усилиями были освобождены десятки тысяч рабов. Их смелость и храбрость в организации «Подземной железной дороги» способствовала росту настроений против рабства на Севере.

Во время войны во Вьетнаме «Подземная Железная дорога» была возрождена. Таким термином условно называли пути побега в Канаду для американцев, подлежавших призыву в армию США на период военных действий.

 

Литература:

1.  Большая Советская Энциклопедия, «Подземная железная дорога», http://dic.academic.ru/dic.nsf/sie/13656/%D0%9F%D0%9E%D0%94%D0%97%D0%95%D0%9C%D0%9D%D0%90%D0%AF

2. Энциклопедический словарь, «Подземная Железная дорога», http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/85740/%D0%9F%D0%9E%D0%94%D0%97%D0%95%D0%9C%D0%9D%D0%90%D0%AF

3. Подземная железная дорога, http://www.worldlingo.com/ma/enwiki/ru/Underground_Railroad

4. «Подземная железная дорога»  http://www.america.gov/st/hr-russian/2009/January/20090220114110jmnamdeirf0.7104608.html