На главную страницу


Иванова И.

«В них выросла вся Америка…»

 

 

 

Потёртые, грязные, мраморные…Широкие, зауженные, прямые…С пуговицами, с заклёпками и без, на молнии..Это всё о джинсах! Сегодня на прилавках магазинов мы можем лицезреть огромное количество вариантов штанов из денима различного фасона, цвета, кроя.  Ну как не утонуть в таком разнообразии?!

Мало кто задумывается, покупая привычный предмет гардероба о его  происхождении и первоначальном назначении, а также о том, как он  совершенствовался. Мало, кто знает, как создавались новые фасоны джинсов. А у них ведь  многовековая история!

Уважаемые читатели, история возникновения 501 модели джинсов общеизвестна, с ней можно ознакомиться в уже существующих публикациях, представленных в огромном количестве. В данной же статье я бы хотела акцентировать своё внимание на появление первой женской пары джинсов. Я также  думаю, что современное развитие «джинсовой» индустрии заслуживает отдельного внимания.

Есть несколько версий происхождения джинсов, но все они очень схожи. Их родиной стала Америка. Первую пару джинсов создал в 1853 году Леви Страусс. Эмигрант из Баварии основал в Сан-Франциско, штате Калифорния мастерскую по пошиву  одежды, которая предназначалась для рабочих – горняков, золотоискателей, лесорубов, фермеров.   Джинсовая одежда была им по душе, а секрет заключался в  ткани: Страусс использовал плотную ткань - деним, которая не изнашивалась слишком быстро.

Что же касается женских джинсов, то начало их истории датируется 1930 г. Тогда на фабрике Lee – бренда, уже ставшего известным в Америке, модельеры с помощью популярного в то время танцора Сэли Ренда и чемпиона среди ковбоев – Тёрка Гринова вносят значительные изменения в стандартный фасон джинсов этой компании. Именно по подобию этой модели в 1934 г. Леви Страусс создаёт первую  пару женских джинсов, которая теперь стала соответствовать типу фигуры женщины, учитывать её особенности.  Создана новая марка – Lady Levi`s. До этого джинсы не разделяли: «для женщин» и «для мужчин»; для представителей обоих полов они были одинаковы. Это и неудивительно, ведь первоначально штаны из денима создавались как рабочая одежда.

Первые женские джинсы, в отличие от 501 модели, были уже в талии и шире в бёдрах.  Чуть позже брючины были сужены, а для шитья стала использоваться другая, обработанная ткань – более мягкая. Конечно, следует отметить, что джинсы, хотя и усовершенствованные, всё-таки сначала создавались для «западных» женщин, работавших на фермах и ранчо. Леви Страусс очень рисковал, выпуская джинсовые брюки для представителей «слабого пола»,  так как в те времена не то, что джинсы , но и брюки являлись исключительно мужской одеждой. Однако, как мы можем видеть сегодня, его риск оправдался.

В военные годы начинается эра синих джинсов: джинсы, наряду с простыми брюками, становятся всё более и более популярными среди женщин. В 1954 г. Мэрилин Монро снялась в очередном фильме в узких прямых джинсах, чем вызвала подъём популярности этого предмета гардероба. А Сандра Ди и Одри Хепберн представили его элегантным, сексуальным, вызывающим восхищение.

В  60-е гг. когда Америку захлестнула волна хиппи, произошёл поворот в джинсовой моде. Тогда модельеры начали шить из джинсовой ткани не только брюки, но и плащи, рубашки, юбки, кепки, куртки и даже обувь.  Повсюду теперь можно было видеть женщин одетых в джинсовую одежду.

Интересно и крайне важно то, какую роль сыграли вроде бы обыкновенные брюки из денима в жизни женщин, их положении среди мужчин. Именно джинсы уравняли женщин в правах с мужчиной и стали своеобразной финальной точкой в борьбе женщин за право носить брюки, которая  длилась с незапамятных времён. Тогда первыми брюками, надеваемыми девушками были шаровары, но это другая долгая история…

В середине 21 века появляется огромное количество разнообразных женских моделей джинсов. Так как теперь женщины могли свободно носить джинсы в повседневной жизни, более того – это стало экстремально модно, то и молния на штанах, располагавшаяся доселе сбоку, стала располагаться в «нужном месте» - более удобном.

Носить  появившиеся новые модели, естественно, было делом рискованным, в принципе, как и любое другое экстравагантное изделие, вызывающее критику и осуждение. Но это длилось до тех пор, пока какой-либо артист или кинозвезда, или, в конце концов, президент не «введёт  его в моду», дав, таким образом, своё согласие и одобрение. Удивительно, но многим президентам нравились джинсы. И их они носили не по дому, а находясь при исполнении своих обязанностей, т.е. надевали их на работу.  Джимми Картер сделал деним униформой выходного дня для членов правительства и командующих ВС. Рональд Рейган отдавал предпочтение поношенным и драным джинсам, а Клинтон и Буш с помощью «джинсов» демонстрировали свою близость народу.   Говорят о существовании фирменного «президентского» способа сделать джинсы более мягкими и удобными:  поплавать одетым в них в бассейне, а после не снимая их – дать джинсам просохнуть.

На протяжении долгого времени «рабочая» одежда становилась всё более и более популярной среди различных слоёв населения  не только  Америки, но и всего мира. Сначала и стоимость их была весьма привлекательной, но со временем, как я уже отметила, они стали сильно различаться. Фасоны стали постоянно обновляться, украшаться. Модельеры – экспериментаторы делали всё, чтобы сделать обыкновенные прямые синие джинсы ещё красивее, ещё ярче. Одной из самых первых фирм, которая стала украшать джинсовую одежду, стала – Lee.

В  1959 г. впервые  появился белый деним.  В 1964-м джинсовый дизайнер Франсуа Жирбо  был первым, кто выстирал джинсы, наполнив барабан стиральный машины камнями, в результате чего, получил в итоге очень приятный на ощупь материал, к тому же  весьма красивого, размытого цвета. В 70-ые гг. процесс создания джинсового эффекта stone washed был достаточно затратным и долгим: для создания 130 таких пар требовалось около 150 килограммов гравия, более 600 литров воды и до 6 часов времени. В 80-ые гг.  итальянцы придумали «состаривать» джинсы. Сначала были модные драные и вытертые джинсы, а на смену им пришли «варёные», мраморные. Новая технология заключалась в использовании при стирке изделий пемзы, пропитанной хлорной кислотой.

В начале 90 –х гг. двадцатого века женщины стали носить «стрейчевые» обтягивающие джинсы, которые заменили им лосины. Первой стала выпускать их французская фирма Cimarron. В целом, 90-ые гг.  были пиком продаж женских джинсов: например, в 1996 г. спрос нa женские джинсы достиг почти 50% от общего количествa продaнных джинсов. Казалось бы, что ещё можно придумать? Как усовершенствовать джинсовые вещи, чтобыпродажи росли?

 

 

Новейшие технологии ещё помогут производителям джинсовой одежды, а пока они могут рассчитывать на рекламные кампании. Как известно, в 80-е гг. джинсовую моду настигло ещё одно потрясение. Тогда известные дизайнеры обратили своё внимание на «деним» и запустили собственные линии из этой ткани. Одним из первых это сделал Calvin Klein. Кстати, именно его рекламная кампания джинсов считается образцом. Он сделал ставку на сексуальность джинсовой одежды, предложив миру «дизайнерские» джинсы. «Ничто не пройдет между мной и моими джинсами от Келвина» - говорила приглашённая актриса Брук Шилдс в рекламном ролике от брэнда. Дизайнер не прогадал: о его джинсах мечтают многие современные девушки. Не согласитесь со мной? Тогда круг мечтателей сужу до истинных модниц, которые совершенно точно знают толк в джинсах.

 

Сейчас можно с уверенностью сказать, что джинсы отражают характер человека, его мысли.  Многообразие фасонов  джинсов призвано помочь человеку самовыражаться. Мода сегодня демократична и предлагает огромный выбор:

Стиль Baggy (мешковатый стиль) – широкие джинсы с «эффектом» спущенных штанов.

Стиль Country (Boot cut) – клеш. Такие джинсы плотно облегают ноги сверху, и расширяются к низу.

Стиль Easy (comfort) - свободный комфортный стиль. Такие джинсы свободно облегают тело и не сковывают движение.

Стиль Loose (просторный стиль) –свободны в шаге и бедрах.

Стиль Regular ( классический стиль джинсов). Такой стиль стройнит фигуру, но создает неудобство. Такие джинсы стесняют движения, так как плотно облегают тело

Стиль Slim (обтягивающий). Джинсы подчеркивают все прелести женских ног.

Так, представители различных субкультур выбирают разные стили и джинсов. Hip-hop культура выступает в пользу baggy, а  emo – за skinny.

 

Сейчас сложно найти человека, в гардеробе которого нет джинсов.   Их  можно увидеть  как на вечеринке у молодежи, так и на вручении почётных премий. Джинсы, пожалуй, наиболее яркий пример неумирающей моды. Но для США они были и остаются– не просто предметом гардероба.  Уже к 30-м годам прошлого столетия джинсовые штаны  стали некоторым образом – символом Америки, её свободы.

 

 

По материалам:

Джеймс Салливан (by James Sullivan) «Джинсы. История американского символа».

Levi Strauss: http://inventors.about.com/od/sstartinventors/a/Levi_Strauss.htm

История появления джинсов: http://www.californiajeans.net/?page=info&kind=history

Denim and Jeans: http://www.textilehistory.org/DenimandJeans.html

Основной инстинкт: http://ojeans.org.ua/osnovnoj-instinkt.html

Фото: http://www.google.ru/imghp?hl=ru&tab=wi

Видео: http://www.youtube.com/watch?v=1-xR16Iz02E

75-летие женских джинсов: http://nt.ck.ua/news/fashion/7438/

История Lee: http://www.realjeans.com.ua/lee/history.php

The Brand: http://www.cimarronjeans.com/The-Brand

Немного истории: http://dekabrist.clan.su/news/2009-05-17-109

История моды. Кэлвин Кляйн: http://beauty.wild-mistress.ru/wm/beauty.nsf/publicall/2009-03-15-758235.html