На главную страницу


Чернова А.

С момента образования первой двухпартийной системы в США главой одной из двух партий – республиканцев – стал Т.Джефферсон. Республиканцы и федералисты спорили о различных политических, экономических, социальных и других аспектах жизни страны; но одной из ключевых сфер их несогласия был вопрос о природе федерального правительства. Томас Джефферсон, как и другие республиканцы, выступал за максимальную свободу штатов и защищал их права. Однако, стоит отметить, что довольно скоро партии стали преодолевать разногласия по политическим проблемам устройства государства. И Гамильтон, и Джефферсон провозгласили свою приверженность конституции и федерации, а в своей инаугурационной речи Т.Джеферсон произнёс известную примиряющую фразу «все мы республиканцы, все мы федералисты».

Также, важным моментом было то, что Джефферсон, будучи республиканцем «унаследовал» президентское кресло от федералиста и, несмотря на свои идеалы и воззрения, всё-таки должен был придерживаться преемственности политического курса, не меняя его кардинально. Т.о. джефферсоновские идеи и идеалы на практики приобретали более умеренный характер.

Будучи госсекретарём, Джефферсон еще активно противостоял нововведениям правительства, в частности политике А.Гамильтона, ограничивающим власть, или суверенитет штатов. На тот момент Джефферсон считал, что существующее государство ущемляет права штатов, а «деспотическая» федеральная власть (в лице Гамильтона)- это главный враг демократического общества.  Гамильтон даже подвергался со стороны Джефферсона обвинениям в монархизме, а партия республиканцев, противопоставляя себя «антидемократическому» правительству стала, вскоре, именоваться демократическо-республиканской партией.

Также Т.Джефферсон был против создания Национального Банка США, считая, что создание оного в интересах правительства, а не населения штатов (в частности южан). Он утверждал, что у федерального правительства нет соответствующего права и вопрос может рассматриваться лишь на уровне конкретных штатов. Аргументировал он это тем, что в соответствии с Биллем о правах прерогатива создания корпораций принадлежит властям штатов.  Т.о. можно утверждать, что на  начальном этапе своего пребывания в правительстве Джефферсон выступал за узкую трактовку конституции, предоставление штатам большей свободы, запрет федеральной власти контролировать вопросы, выходящие за рамки её четко обозначенной сферы компетенции.

Однако уже во время президентства Джефферсон признал, что Национальный банк стал неотъемлемой частью жизни страны. В вопросах трактовки Конституции и Билля о правах во время президентства Джефферсона положение дел было следующим: Джефферсон целиком и полностью защищал Билль о правах и даже в полном объеме восстановил его действие. Но в отношении Конституции Томас Джефферсон перешел к т.н. "широкому толкованию", во многом, из-за покупки Луизианы. Джефферсон прекрасно осознавал тот факт, что приобретение новых земель, образование новых штатов на новых территориях, или вступление каких-то, уже существующих образований в Союз не упоминалось в конституции в числе полномочий федерального правительства. Таким образом, совершив покупку, Джефферсон вышел за пределы этих полномочий. Ведь широкое толкование Конституции означает широкие права Правительства.

Неизменным осталось мнение Джефферсона по вопросу государственных акцизов, которые, опять же, шли вразрез с интересами штатов, но были необходимой мерой правительства. Негодуя по поводу введения А.Гамильтоном в 1791 г. акцизов на алкогольную продукцию на территории всего Союза, что стало причиной множества беспорядков в середине 1790-х гг., Томас Джефферсон, став президентом США, полностью их ликвидировал.

Пиком недовольства Джефферсона «монархическими» наклонностями правительства, пожалуй, стало составление резолюции штата Кентукки (его тайное участие в составлении документата), главной идеей которой было право штата на нуллификацию федерального закона, правом штата самому решать, конституционны ли те, или иные федеральные законы и, право покидать Союз по своему усмотрению. Т.о. можно сказать, что будучи вице-президентом, Джефферсон считал, что если правительство ущемляет права штатов, то штаты имеют полное право заявить о своем недовольстве и отстаивать свою позицию вплоть до выхода из союза. На мой взгляд, эти взгляды Джефферсона можно объяснить тем, что он был недоволен проводимой политикой, оттого и считал, что можно предпринимать крайние меры и бороться за то, что выгодно народу; нельзя допустить узурпации власти. Заняв же место президента, Джефферсон стал считать, что он выполняет требования большинства, и что причин для недовольства федеральным правительством нет. Однако, соблюдение прав и интересов штатов шло через усиление федеральной власти.

Джефферсону пришлось со временем пересмотреть и свою позицию по экономическим вопросам. До того, как он вступил на пост главы государства, Джефферсон был за идею фритрейдерства и считал вмешательство государства и ограничение торговли делом негожим. Государство, по Джефферсону, не должно было активно «лезть» в сферу экономики, а дать фермерам,  торговцам и т.д. возможность беспрепятственно развивать свой бизнес.  Но уже через короткое время президенту пришлось признать, что идея фритредерства не в интересах местных производителей и признать необходимость жестких государственных мер по защите интересов своих граждан. Так же развивались события и в случае с берберскими пиратами, когда конфликт мог быть решен только федеральными силами.  Т.о., как уже и упоминалось ранее, с одной стороны Джефферсон защищал интересы большинства, с другой же, делал это путём расширения сферы деятельности и контроля правительства.

В то же время, конфликт с пиратами имел еще одну сторону: вступая на пост президента, Джефферсон заявлял о необходимости сократить армию и флот так как они подчинялись федеральному правительству и могли являться средством давления первого на штаты. В первые годы своего президенства он приступил к осуществлению своих предвыборных обещаний на этот счёт, но решение отправить несколько кораблей для защиты американской торговли в Средиземном море привело к обратному - росту флота и армии в рамках федерального устройства.

В целом, деятельность Джефферсона на посту президента отражала идеи большинства населения, особенно южных штатов. Недовольными его политикой были, в основном, лишь наиболее состоятельные обитатели северных штатов которые иногда даже называли Джефферсона  Деспотом, который задушит ростки свободы и независимости в США (так, например, было сказано в Циркуляре Массачусетских Федералистов в 1808 г.)

На мой взгляд, Джефферсон не пытался узурпировать власть, установить жесткую централизацию или что-то в этом роде. Просто, придя в Белый дом, Джефферсон понял, что претворение всех его идей  в жизнь неосуществимо, и что некоторые идеи могут в теории быть хорошими, а на практике нанести ущерб. Т.е. Джефферсон не отказался от своих идей, а просто адаптировал их к сложившейся ситуации. И, опять же, как говорилось раньше, борясь за идею прав штатов, Джефферсон в эту борьбу активно включал федеральное правительство, что автоматически усиливало его роль. Разумеется, что до занятия президентского кресла у Джефферсона просто не было возможности использовать правительство для таких целей, поэтому и не было такой дилеммы, а были лишь идеи. Это и обуславливает различие между воззрениями до занятия поста президента и их реализацией после. В конце концов, основные общественно-политические устои за время президентства Джефферсона остались незыблемы.

 

Источники: 

1) Политическая история США / В.Согрин. Москва "Весь мир", 2001.

2) История США в четырёх томах (том I) / Н.Болховитинов. Москва "Наука", 1983

3) Берберские пираты (фото) / http://www.liveinternet.ru/users/2253766/post81190480/

4) Т.Джефферсон (фото) / http://amstd.spb.ru/Independence/Jeffersonimage.htm