На главную страницу


До прихода белых переселенцев североамериканский континент населяли многочисленные индейские племена, различавшиеся по языку, роду занятий и жизненному строю. К началу переселения европейцев в Новый Свет они, в основном, перешли от кочевого к оседлому образу жизни земледельцев или рыбаков, каждое - на своей, довольно четко очерченной, территории. Исследователи выделяют пять основных районов распространения культур, которые определяли жизнедеятельность индейцев вплоть до начала XX века: юго-запад; лесная зона Востока; район Великих Равнин; Калифорния и район Большого Бассейна; северо-запад.

На Востоке в лесах жили представители ирокезской и алгонкинской языковых групп. Часть этих племен объединялись в Союз ирокезских племен (сенека, кайюга, онейда, онондага, могаука, тускарора) и «Пять цивилизованных племен» (крики, чикасо, чокто, чероки, семинолы, кэддо, натчезы, купавы). Одно из этих ирокезоязычных племен – чероки жило обособленно по склонам южных Аппалачей[1]. Впервые чероки встретились с европейцами в середине XVI века. Испанцы искали в горах драгоценные металлы, убедившись в их отсутствии, покинули эти земли. В первой трети XVII века в Аппалачи пришли первые британские торговцы, заставшие чероки оседлым, земледельческим народом, у которого было около 200 больших и благоустроенных поселений.

Первоначально практически все племена дружелюбно отнеслись к переселенцам. При этом и между собой индейские этносы вступали скорее во временные стычки с целью охраны своей продовольственной территории, чем в настоящие войны. Но очень быстро агрессивность колонистов, вытеснение племен с их земель привели к серьезным военным столкновениям, в числе которых Пекотская, Тускарорская, Ямасийская война, Бобровые, Англо-Похатанские войны, война короля Филипа (которая окончательно подавила последний крупный очаг индейского сопротивления на атлантическом побережье) и др. Нередко индейцы участвовали в военных конфликтах, которые были вызваны противостоянием метрополий (война Даммера, война королевы Анны, война короля Георга, Франко-индейская война и т.д.). Приход европейцев повлиял на характер межплеменных войн. Огнестрельное оружие и участие индейцев в военных столкновениях колонистов друг с другом привело к войнам на истребление соседних племен. Эти навыки использовались аборигенами и в борьбе против самих колонизаторов.


Короткова Светлана Александровна – к.и.н., доцент департамента политической науки факультета социальных наук НИУ-ВШЭ (Москва)

 Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Статья опубликована в  Американистика: актуальные подходы и современные исследования [Текст: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 10 / под ред. Т.В. Алентьевой, М.А. Филимоновой. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2018. С. 23-39.


 

Франко-индейская (или Семилетняя) война была последним колониальным конфликтом между Англией и Францией. Обе стороны рассчитывали в ней на своих колонистов и индейцев, последние из которые разделились на два противоборствующих лагеря. На стороне французов выступили гуроны и делавары, на стороне англичан - ирокезы. Чероки и более мелкие племена переходили с одной стороны на другую. После войны побежденная Франция не вспомнила о своих союзниках, а победители продолжили захваты индейских земель, невзирая на позицию племени во время войны.

Массовый захват земель в районе Великих озер привел к организованному индейскому сопротивлению. Восстание Понтиака[2], показавшее силу объединенных племен, заставило Британию регламентировать отношения с коренными жителями. Прокламация от 7 октября 1763 г. короля Георга III гарантировала им земли западнее Аллеганских гор и реки Миссисипи, куда было запрещено переселяться колонистам. У этого документа была еще одна цель – противопоставить индейцев и жителей колоний в условиях нараставшего сопротивления последних британской колониальной политике.

В условиях начинавшейся Американской революции колонисты прекрасно осознавали опасность англо-индейского союза, тем более, что с 1775 г. у британцев вновь начал действовать Индейский департамент, в задачи которого входило решение всех вопросов, связанных с аборигенами[3]. Поэтому восставшие главную свою задачу видели в установлении мирных отношений с индейцами[4].

 Накануне войны коренное население окружало колониальные поселения полумесяцем от Канады до Джорджии. Англичане в тринадцати колониях предпочитали соглашения и/или одновременную покупку земли у местных племен. Как пишет американская исследовательница ранней американской и женской истории Салли Бус, «индейская поддержка британцев основывалась не на политике войны, а на личном опыте. Сэр Уильям Джонсон, индейский суперинтендант на службе короне на севере[5], был очень уважаем и почитаем, как многие полнокровные вожди»[6]. Летом 1775 г. американцы создали сначала Комитет по делам индейцев, а затем по его рекомендациям три департамента – Северный, Средний и Южный – поставив во главе них по нескольку комиссаров[7]. Конгресс принял обращение к «Братьям, Вождям и Воинам Конфедерации шести народов - могавкам, онейда, тускарорам, ононагам, каюгам, сенека от двенадцати объединенных колоний, собравшихся на совет в Филадельфии» с целью убедить их не вмешиваться в конфликт[8].

Большинство индейских племён старались не участвовать в войне одних белых с другими и сохраняли нейтралитет, в целом, однако, больше склоняясь на сторону британцев, которые запретили колонистам переселение на земли к западу от Аппалачей. В 1775 -1776 гг. ряд племен заявил о нейтралитете (ирокезы, шауни, делавары), чероки выступили в поддержку англичан[9].

Весь XVIII в. чероки постоянно воевали с соседями (ирокезами, шауни, криками, чикасо) и колонизаторами - в 1689 - 1759 гг. как союзники «красных мундиров»[10] с французами и испанцами, затем с британцами, во время Войны за независимость США в союзе с лоялистами против американских патриотов. К началу XVIII в. чероки были одним из наиболее многочисленных, сильных и высокоразвитых народов в Новом Свете[11]. Гористая территория, на которой жило племя, меньше привлекала переселенцев, чем прибрежные территории или плодородные долины больших рек, благодаря чему между чероки и англичанами почти не было конфликтов. С 1670-х гг. между ними установились прочные торговые отношения.  Племя получало металлические изделия, оружие, порох и другие боеприпасы в обмен на оленьи шкуры. Кроме того, постоянное взаимодействие с английскими колониями помогало чероки перенимать европейские ремесленные, сельскохозяйственные и военные навыки. Но уже начиная с договора 1721 г.[12] индейцам пришлось постепенно уступать свою землю колонистам, которые несмотря на все договоренности о границах, постоянно вторгались и селились на их территориях. Желая компенсировать потери своих охотничьих угодий, захваченных белыми поселенцами, чероки решили отнять земли у соседей-криков, начав с ними войну за ряд районов в Северной Джорджии и Алабаме (1752-55 гг.).  Эта война стала кульминацией их почти сорокалетней вражды из-за земель. Решающее сражение, в котором чероки одержали победу, произошло при Таливе в 1755 г. В этой битве предводитель одного из отрядов чероки - Кингфишер был убит, его оружие подхватила его жена Нанэхи и, вдохновив своей решимостью воинов, повела их в решающий бой.

Нанэхи (1738 – 1822) (Nanye-hi – букв. «та, кто ходит вокруг», англизированное - Нэнси) родилась в священном для чероки городе Чота у Тейм Доу из клана Волка. Тейм Доу была сестрой одного из предводителей чероки Аттакуллакуллы[13]. По одной из версий ее отцом был британский офицер, по другой – человек из племени делаваров. Рассказывают, что от рождения у нее была очень нежная кожа, похожая на лепестки розы, за что ей дали прозвище Тсисту-на-гис - ка (дикая роза, роза чероки). В пятнадцать лет она вышла замуж за одного из воинов племени – Кингфишера, к восемнадцати уже была матерью двоих детей - сына Файвкиллера и дочери Кэтрин.

За свою храбрость она была названа «ги-гуа» (Gi-gua – букв. «любимая женщина», поскольку слово «уку» («вождь») дословно обозначало «любимый мужчина»), титулом[14], которым удостаивали женщин-воинов, жен или матерей мужчин-воинов. С этим титулом она стала одной из предводителей чероки. Нанэхи входила в Военный совет, возглавляла влиятельный Совет женщин, состоящий из представительниц каждого клана, участвовала в религиозных церемониях и выступала в качестве переговорщика, когда заключались договоры. У нее была абсолютная власть в решении судьбы пленных.

У чероки, как и других ирокезоязычных племен, счет родства велся по материнской линии, народ делился на семь матрилинейных кланов, каждый из которых являлся семейным сообществом.  Нэнси была членом клана Волка, самого почитаемого в племени. У каждого клана были свои верования и обычаи, ритуалы и военные танцы, которые имели некоторое сходство между собой.

Жизнь в племени чероки была в высшей степени матриархальной - женщина сама решала за кого выйдет замуж; мужчина строил для жены дом, или жил с ней у ее матери. Дом, земля, дети считались собственностью жены. Чтобы развестись (любая причина считалась достаточным основанием – прелюбодеяние мужа, его лень, скучная семейная жизнь и пр.), она складывала одежду мужа в сумку и выставляла ее за дверь. После этого и она, и ее бывший муж могли создать новые семьи. Джеймс Эдэйр, один из первых белых поселенцев в этих землях, записал, что «женщины-чероки разрывают со своими партнерами к своему удовольствию»[15].  Другой – отметил, что «... женщины управляют жизнью и «штанами», а иногда и бьют своих мужей»[16].

Уильям Бартрам[17], внимательно наблюдавший за жизнью чероки во время своего путешествия в их земли в 1776 г., описал женщин как «высоких, стройных, изящных: их тела сложены с идеальной симметрией, лица веселые и дружелюбные; они движутся грациозно и с достоинством»[18]. Индеанки вели домашнее хозяйство – растили и воспитывали детей, занимались посадками сельскохозяйственных культур (тыква, бобы, подсолнечник, кукуруза, др.), выращиванием свиней и домашней птицы, коптили оленину или другое мясо, принесенное мужчинами с охоты, дубили шкуры, шили одежду и т.д. Что касается военных действий, то в сражениях индеанки-чероки обычно не участвовали, но их влияние в военной сфере, особенно при принятии решений, было очень весомым. Женщины считались хранительницами земли, и поэтому они выступали миротворцами в ситуациях, когда возникала угроза собственности, благополучию или жизни племени.  Женский совет, состоящий из могущественных и влиятельных матрон, мог отменять решения мужских групп, если считал это лучшим выходом. Женщины сопровождали мужчин на мирных переговорах с врагом, и хотя они редко выступали публично, с женщинами всегда консультировались относительно условий.

В 1754 г. началась франко-индейская война, в которой чероки встали на сторону британцев. Но в 1758 г. произошло несколько конфликтов у чероки с англичанами и колонистами, что стало прологом к целой серии вооруженных столкновений между британцами и индейцами. Поводом послужила попытка чероки в мае 1759 г. угнать стадо скота, принадлежавшее колонистам. Хозяева скота догнали, убили и скальпировали часть похитителей (в тот период власти Вирджинии и Южной Каролины поощряли практику выплат за скальпы), за что им стали мстить родственники и друзья убитых. Ситуация накалилась.

Уильям Литтелтон[19], губернатор Южной Каролины, начал сбор ополчения. Аттакуллакулла отправился в Чарльстон, чтобы уладить ситуацию миром, где был арестован. Но судьи быстро разобрались в деле и освободили вождя, а губернатор принес свои извинения. Однако инциденты между колонистами и индейцами продолжались. В начале декабря губернатор привел в форт Принц Джордж[20] (форт был построен на территории чероки с их разрешения) более 1,5 тыс. ополченцев. Туда же по его приказу были доставлены арестованные вожди чероки, где с ними начались переговоры об условиях мира. Однако агрессивно настроенный Оконокоста сорвал их, организовав убийство одного из лейтенантов, и в суматохе скрылся. В ответ солдаты убили нескольких вождей. Это привело чероки в ярость, и они подняли восстание, которое получило название «войны с красными мундирами». В феврале 1760 г. воины племени осадили несколько английских фортов, но они выстояли, однако заложники в форте Принц Джордж были убиты. Спокойная жизнь Южной Каролины закончилась.

У. Литтелтон обратился к барону Джеффри Амхерсту[21] и тот направил в Южную Каролину два полка[22], которыми командовал майор Арчибальд Монтгомери[23]. Солдаты начали разорять города чероки, сея в них смерть и разрушения. Не сумев взять перевал Эчои, британцы повернули обратно. В ответ чероки осадили и в августе 1760 г. овладели фортом Лоуден[24], где в нарушение условий капитуляции убили многих из защитников крепости. Ситуация обострилась в связи со смертью одного из верховных вождей чероки Канагатуко. Его титул унаследовал его племянник Оконокоста, который так же, как и дядя, ратовал за продолжение войны с англичанами до победного конца.

В 1761 г. состоялась вторая британская экспедиция против чероки. В начале 1761 г. Дж. Амхерст сместил Монтгомери и назначил на его место полковника Джеймса Гранта[25], возглавившего «горцев Монтгомери». Грант повел оба полка и ополчение Южной Каролины против индейцев[26]. Взяв перевал Эчои англичане углубились в земли чероки, разорили около 15 городов и уничтожили почти весь урожай хлеба на полях, поставив индейцев перед угрозой голодной смерти. Оказавшись в безвыходной ситуации в сентябре чероки подписали мир, по которому отказались от своих владений на востоке обеих Каролин. В ноябре 1761 г. делегация чероки во главе с Оконокостой появилась у форта Робинсон, чтобы заключить мир с полковником Стивеном, который командовал армией Вирджинии, игравшей второстепенную роль в этой войне.

 В период всех этих событий в полной мере проявились миролюбивые намерения Нанэхи, которая ради сохранения земли и мира, рисковала своей жизнью, спасая колонистов. Возможно на ее позицию повлиял брак (1758 г.) с белым торговцем Брайаном Уордом[27]. Нэнси Уорд научилась говорить по-английски и из бесед со своим мужем поняла, что белые пришли навсегда, поэтому единственный способ выжить для ее народа состоит в том, чтобы научиться сосуществовать с колонистами. Торговец Джеймс Адэйр[28], который прожил среди индейцев около сорока лет, написал про нее: «Она обладала замечательными чертами характера для того, чтобы сохранять почти автократический контроль над жестокими и непобедимыми чероки, в то время, когда она, как известно, сочувствовала своим врагам, белым поселенцам»[29].

Большинство чероки, среди которых наиболее непримиримую позицию занимали Оконокоста и сын Аттакуллакуллы – Тянущий каноэ (Tsiyu Gansini, англизированное Dragging Canoe) выступали за насилие над белыми поселенцами, Нанэхи потребовала сдержанности, настаивая на компромиссе между интересами европейцев и индейцев. Первоначально ее поддерживал Аттакуллакулла, друживший с Александром Каммингом еще со времени путешествия англичанина по землям чероки[30] и в Лондон на встречу индейских вождей с королем Георгом II[31]. На военном совете[32] в начале зимы 1760 г. Нэнси выступила с речью о том, что несмотря на «действительно серьезную обиду» и понесенные потери, надо «быть очень осторожны в следующих шагах, чтобы не рисковать жизнью наших воинов, пока мы точно не узнаем, что произошло. Если … атаковать без разбора, белый человек пойдет еще дальше»[33]. Однако она не была услышана и жестокие враждебные действия с обеих сторон продолжались еще почти два года.

После заключенного мира 1761 г. чероки не приняли участия в восстании Понтиака, но уже с 1768 г. они снова начали сталкиваться с белыми поселенцами, которые после переговоров с Лигой ирокезов в форте Стенвикс[34] возобновили продвижение к западу от Аппалачей. На рубеже 1760- 1770-х гг. в долины рек Ватауга, Холстон и Ноличаки пришли колонисты, уверенные, что это земли Вирджинии[35], и основали здесь три больших поселения – Ватауга, Картерс Велли и Ноличаки. Геодезическое исследование, проведенное полковником Джоном Донелсоном[36] подтвердило, что эти земли принадлежат чероки. После этого последовало требование к поселенцам покинуть эти территории сначала от полковника, а затем от первого заместителя суперинтенданта по делам индейцев Александра Кэмерона[37]. Но колонисты не ушли с захваченных земель[38]. Вместо этого поселенцы Ватауга и Ноличаки договорились с Аттакуллакуллой, подписав в мае 1772 г. договор о 10-летней аренде земель у чероки при условии, что других захватов земель больше не будет. Уступка дала возможность избежать войны.  Поселенцы учредили независимую Ассоциацию Ватауга[39] для обеспечения основных управленческих функций[40].

В марте 1775 г. в местечке Сикамор Шоулз на территории Ассоциации Ватауга собралось более 1200 индейцев чероки во главе с тремя главными вождями –Аттакуллакуллой, Оконостотой, Тянущим каноэ – для переговоров с Ричардом Хендерсоном[41], главой компании «Трансильвания». Результатом стало соглашение об обмене земель долины реки Камберленд и большей части Кентукки на остро необходимые для чероки товары стоимостью 10 тыс. фунтов стерлингов.

Эта аренда и покупка земель в 1775 г. были признаны незаконными британской короной.  Губернаторы Вирджинии и Северной Каролины объявили договор с чероки недействительным и выдали ордер на арест Р. Хендерсона.  Сделка внесла глубокий раскол в ряды чероки. «Партия войны» во главе с Тянущим каноэ требовали от племени активных действий по возвращению земель. Ненависть к колонистам решил использовать пробританский суперинтендант Джон Стюарт, который в январе 1776 г. договорился с Тянущим каноэ, а в апреле прислал для индейцев в порт Мобил (Западная Флорида) корабль с оружием и боеприпасами, который сопровождали его брат Генри и Александр Кэмерон. Отряд из 80 воинов-чероки доставил груз в Чоту. Оттуда Генри Стюарт отправил письма поселениям Ассоциации о том, что они должны уйти с захваченных земель в течение месяца. В мае в Чоте собрание представителей шауни, делаваров, ирокезов, оттава, мускогов, криков, чикасо и чокта приняло решение о совместных действиях против колонистов.

В этой ситуации Ассоциация Ватауга объявила себя независимым округом Вашингтон, лояльным к «объединившимся колониям», и обратилась за помощью к Вирджинии и Северной Каролине. В июле 1776 г. округ Вашингтон был принят в состав Северной Каролины в качестве графства. Созданный в 1775 г. Вашингтонский комитет безопасности приобрел оружие и следил за строительством фортов Ватауга, Ли (на реке Ноличаки) и Итонс–стэйшн (на реке Холстон).

«Партия мира» чероки, к которой относились Аттакуллакулла и Нэнси Уорд, не одобрили решение военного совета о начале боевых действий против колонистов в июле 1776 г.  Несмотря на ее авторитет Нэнси не удалось призвать соплеменников к сдержанности и удержать воинов от нападения. Тогда она решила предупредить жителей на реках Ватауга и Холстон о готовящемся нападении и отпустила торговца Исаака Томаса и конокрада Уильяма Фаулина, взятых в плен индейцами. Спасенные добрались до Джона Севьера[42], одного из руководителей Ватауги. Часть поселенцев ушли в Вирджинию, оставшиеся решили обороняться и устроили засаду на индейцев, которые потеряли при нападении тринадцать человек, несколько десятков были ранены. Среди них - Тянущий каноэ. Он был ранен мушкетной дробью в обе ноги. Разграбив брошенные фермы, индейцы ушли.

В конце июля нападение повторилось. В отряде Тянущего каноэ, восстановившего силы после ранения, кроме чероки были мускоги и англичане. Не сумев с ходу взять форт Ватауга, индейцы осадили его и прочесали окрестности, захватив подростка Тома Мура и раненую Лидию Бин, жену первого постоянного белого поселенца на этих землях Уильяма Бина. С подростком жестоко расправились, а женщину от смерти спасла Нэнси Уорд, использовав свое право решать судьбу пленных. Она объявила миссис Бин своей личной пленницей и стала ее лечить, а заодно забрала себе ее двух коров. Лидия жила некоторое время у Нэнси в доме, научив женщин чероки прясть, ткать, готовить из молока сливки, масло и сыр. В результате времени, проведенного с миссис Бин, Нэнси поняла ценность коровы и купила собственный скот, став первой владелицей стада среди чероки. Кроме того, Лидия поделилась опытом организации труда рабов, после чего Нэнси стала использовать негров в своем хозяйстве. Также с подачи миссис Бин индеанка увлеклась рукоделием, соединив английские традиции вышивки с традициями чероки. В результате появился новый стиль, который в дальнейшем стал у чероки народным.

Индейцы понесли у форта Ватауга понесли тяжелые потери, но не смогли взять его. В начале августа туда пришло ополчение из Вирджинии[43] во главе с полковником Уильямом Кристианом[44], после чего индейцы ушли, но не успокоились. Поражение спровоцировало Тянущего каноэ и его сторонников на еще большую месть. Они продолжали нападать на белых и скальпировать их.

Возмущенные колонии мобилизовали ополчение численностью около 4,5 тыс. человек[45] и с июля по сентябрь 1776 года в ответ уничтожили более 50 поселений чероки[46], убив несколько сот мирных жителей. Многих из взятых в плен индейцев продали в рабство. В конце июля 1777 г. вожди чероки согласились подписать мирный договор и отказ от земель, на которых поселились белые колонисты.

Не согласившиеся с этим договором чероки, во главе с Тянущим каноэ и другими вождями, ушли на свободные земли к юго-западу от исконных территорий чероки, основав здесь одиннадцать новых городов и начав непримиримую партизанскую войну против белых. Зимой 1778-1779 гг. чероки участвовали в британском наступлении в Джорджии.

Четыре года после договора 1777 г. Нэнси вела упорную борьбу за прекращение кровопролития между белыми и индейцами. В 1780 г. она передала губернатору Вирджинии Томасу Джефферсону подробный отчет о последних событиях и планах «партии войны» чероки.  В декабре 1780 г. Т. Джефферсон отправил против чероки ополчение из 700 жителей Северной Каролинs во главе с Джоном Севьером. После победы 16 декабря у ручья Бойдс-Крик отряд Дж. Севьера, к которому присоединились отряды полковника Артура Кэмпбелла[47] и генерала Джозефа Мартина[48], вошел в земли чероки и начал уничтожать их города. Когда белые подошли к Чоте, Нэнси 24 декабря 1780 г. отправилась в их лагерь с предложениями вождей о мире. Она обратилась к Севьеру и Кэмпбеллу, умоляя их о сдержанности и мудрости в делах с индейцами. Тем не менее Чота была взята и разрушена, жители взяты в плен. Но Нэнси Уорд и ее семью отпустили[49].

После этого с индейцами чероки был заключен новый мирный договор. Переговорщиком от чероки была Нэнси Уорд, что сильно поразило американскую сторону, представленную Джоном Севьером и Уильямом Кристианом. «Любимая женщина» чероки обратилась к ним с такими словами: «Вы привыкли смотреть на женщин, как на пустое место; но мы - ваши матери, а вы - наши сыновья. Наш призыв - это призыв к миру; пусть он длится всегда. Мир должен быть вечным. Пусть ваши сыновья будут нашими. Пусть наши сыновья будут вашими. Пусть ваши женщины услышат наши слова»[50]. Нэнси попросила Джона Севьера передать ее слова белым женщинам для одобрения. Этот шаг вызвал удивление обеих сторон – белые женщины не играли никакой роли в политических и дипломатических делах. Нэнси же была потрясена тем, как можно заключать договор, если женщины из племени Севьера не дали своего согласия. По договору, заключенному в июле 1781 г., были подтверждены уступки 1777 г.  и отторгнуто еще больше земель чероки, что стало причиной нового витка вражды. Следующая уступка чероки была зафиксирована договор в Хоупвелле в 1785 г.

В 1791 г. решимость Джорджа Вашингтона разрешить конфликт с чероки привела к заключению «Холстонского договора» между правительством Соединенных Штатов и чероки (2 июля 1791 г.).  Договор определил условия отношений между США и чероки, что должно было способствовать мирному сосуществованию.  Но за 1791 - 1819 гг. чероки были вынуждены пойти на двадцать пять земельных уступок в обмен на долги перед белыми торговцами (договор в Филадельфии 1794 г., договоры в Телико 1798 г., 1804 г., 1805 г., 1806 г., 1814,1816,1817 и др.). В 1817-27 гг. была сделана отчаянная попытка ассимилироваться в культуру белых: у чероки появилась своя конституция, в соответствии с которой вместо клановой системы управления был избран совет племени, в 1825 г. была основана новая столица Нью Эчота. Были основали суды и школы, в 1821 г. Секвойя (Джордж Гист)[51] создал алфавит из 86 букв, а в 1826 г. - слоговую азбуку чероки. В течение нескольких лет почти все племя стало грамотным. В 1828 г. появилась своя газета «Феникс». Большинство чероки превращались в фермеров, имеющих удобные дома, поля и большие стада скота. Приглашенные христианские миссионеры приобщали их к своей религии.

        Несмотря на все эти перемены руководство Джорджии в 1820-1838 гг. проводило неуклонную политику вытеснения чероки с земель штата на запад от Миссисипи. В 1838 г. под прицелами ружей 7 тыс. солдат генерала Уинфилда Скотта[52] чероки покинули свои земли и ушли на запад по печально известной «Дороге слез»[53].

Нэнси Уорд на склоне лет превратилась в процветающую предпринимательницу, управляющую гостиницей «Женщина-убийца Форда» там, где старая дорога Юникой Тернпайк пересекала реку Окой (недалеко от современного города Бентон, штат Теннеси, примерно в 45 милях к северу от Чаттануги). В те годы этот путь составлял часть главной дороги от Ноксвилла до северной Джорджии.

В 1817 г. она по состоянию здоровья не смогла поехать на совет племени по поводу очередной земельной уступки, но отправила туда свое послание: «Ваши матери и сестры просят вас, и я прошу, не расставаться больше с нашей землей. У нас много великих детей, и я желаю им преуспеть на нашей земле».

Она умерла весной 1824 г. и была похоронена рядом со своим сыном Файвкиллером - ветераном войны 1812 г. и братом Лонгфелло на холме с видом на реку Окой, недалеко от Бентона (штат Теннеси). В 1923 г.  Чаттанугское отделение «Дочерей американской революции», названное в ее честь, установило на ее могиле памятный каменный знак с бронзовой табличкой «В честь друга американских пионеров»[54].  В честь 200-летия Американской революции Комиссия штата Теннеси по празднованию юбилея установила рядом с каменным знаком памятную доску со словами: ««Дикая роза чероки Нэнси Уорд, принцесса и пророчица народа чероки. Покахонтас из Теннесси, постоянный друг американских пионеров, главной целью которой было способствовать миру между чероки и пионерами»[55]. Памятник находится в небольшом парке, который поддерживает правительство штата.

 

 


 

 

[1] Первоначально племя расселялось в южной части Аппалачских гор, включая Северную и Южную Каролину, север Джорджии и Алабамы, юго-запад Вирджинии и долину р. Камберленд в Теннесси, Кентукки и на севере Алабамы. Сегодня большая часть чероки проживает на востоке Оклахомы, небольшая часть - в Северной Каролине. По некоторым данным численность племени в настоящий момент превышает 370 тысяч человек (самое многочисленное в США) - http://the-barbarians.ru/amerikanskie-plemena/cheroki.html. (Дата обращения: 15.10.2017)

 

[2] Восстание нескольких племен североамериканских индейцев в районе Великих озер против британской колониальной политики (1763-1766 гг.) во главе с вождем алгонкинского племени оттава Понтиаком (1720 – 1769).

[3] В 1768 г. Британия в связи с финансовыми проблемами отказалась от централизованного руководства индейскими делами через суперинтендантов, передав решение вопросов губернаторам колоний.

[4] Mohr W. H. Federal Indian relations, 1774-1788. Mansfield Center, CT Martino Publ., 2009. P. 42 – 44; Ringer B. B. "We the people" and others: duality and America's treatment of its racial minorities. N. Y.: Tavistock, 1985. P. 126.

[5] Уильям Джонсон (1715 -1774) – родился в Ирландии, в 1738 г. уехал в Новый Свет. Стал торговцем пушниной, вел дела с индейцами, «построив их на взаимном доверии и доброй воле» (Hamilton, М. Sir William Johnson: colonial American, 1715-1763. Port Washington: Kennikat Press, 1976. Р.50). Лидеры Нью-Йорка и Массачусетса, оценив дипломатические способности У. Джонсона назначили его в 1746 г. уполномоченным по делам индейцев. В 1754 г. генерал Э. Брэддок, верховный главнокомандующий британскими силами в Америке, подписал приказ о назначении Джонсона суперинтендантом по делам индейцев в Северном департаменте (в южном – суперинтендантом был назначен –Джон Стюарт (1718-1779).

[6] Booth S. S. The women of '76. N. Y., 1976. P. 74

[7] Journals of the Continental Congress, 1774-1789, Friday, June 16, 1775-  https://memory.loc.gov/cgi-bin/query/r?ammem/hlaw:@field(DOCID+@lit(jc00237)) (Дата обращения: 12.01. 2018); Journals of the Continental Congress, 1774-1789, Friday, June 30, 1775 - https://memory.loc.gov/cgi-bin/query/r?ammem/hlaw:@field(DOCID+@lit(jc00249)) (Дата обращения: 12.01.2018) ; Journals of the Continental Congress, 1774-1789, Wednesday, July 12, 1775 - https://memory.loc.gov/cgi-bin/query/r?ammem/hlaw:@field(DOCID+@lit(jc00259)) (Дата обращения: 12.01.2018).

[8] Journals of the Continental Congress, 1774-1789, Thursday, July 13, 1775 - https://memory.loc.gov/cgi-bin/query/r?ammem/hlaw:@field(DOCID+@lit(jc00260)) (Дата обращения: 12.01.2 018).

[9] Merrell J. H. Second Thoughts on Colonial Historians and American Indians. //The William and Mary Quarterly, 2012, Vol. 69, No. 3. Р. 489-91.

[10] Британские морские пехотинцы, часть регулярной армии, которая получила множество прозвищ - «красные мундиры», «краснобрюхие», «креветки», «омары» и пр.

[11] В начале XVIII в. народ чероки состоял из 64 племен, численностью около 50-60 тыс. человек, в том числе примерно 6 тыс. воинов. К концу 1730- х гг. после эпидемии оспы осталось около половины населения.

[12] С 1721 г., когда западная граница растущей колонии Каролина соприкоснулась с восточной границей территорий чероки, до 1784 гг. племя в результате серии договоров с английскими властями и колонистами лишились значительной части своей земли (в 1721 г. они владели 80 млн акров, к 1817 г. - менее 15 млн). - R.A. Rutland. Political Background of Cherokee Treaty of New Echota. // Chronicles of Oklahoma. 1949. Vol. 27. N4. P. 393.

[13] Аттакуллакулла (1708 - 1777) – принадлежал к одному из знаменитых родов чероки. Был женат на пленнице своего двоюродного брата Оконокосты (сын вождя Мойтоя, правителя города Теллико, в то время крупнейшего из поселений чероки), которую тот принял в свою семью, как дочь. В 1730 г. Аттакуллакулла был среди семи воинов, совершивших поездку в Лондон для встречи с королем Георгом II. После возвращения Аттакуллакулла превратился в дипломата, который вел дела с французами. Во время одной из поездок в Канаду был захвачен племенем оттава в плен, где провел 6 лет. После возвращения в 1748 г. он стал одним из ближайших советников своего дяди - «возлюбленного мужчины» (вождя) в Чоте. В 1750-х гг. занимался обеспечением своего народа европейскими товарами. После «война с красными кафтанами» (1759 -1761 гг.), которая началась в результате резкого обострения отношений с англичанами, Аттакуллакулла стал верховным вождем чероки вместо воинственного Оконокосты и занимал этот пост 14 лет до своей смерти. – J. C. Kelly. Notable Persons in Cherokee History: Attakullakulla.// Journal of Cherokee Studies, 1978. Vol. 3. N. 1. P. 2-34.

[14] Это был единственный возможный титул для женщин у индейцев. - Foreman C. Th. Indian Women Chiefs. Whitefish, MT, 2011. P. 76.

[15] Woodward G. S. The Cherokees. /Civilization of the American Indian Series, 65. Univ. of Oklahoma Pr., 1988. P. 40.

[16] Booth S. S. Op. cit. P. 78.

[17] Уильям Бартрам (1739 - 1823) - американский путешественник и натуралист. В 1773- 1777 гг. совершил поездку по юго-востоку североамериканских колоний, чтобы описать растения, животных и местные народы региона.

[18] Bartram W. Travels Through North & South Carolina, Georgia, East & West Florida, the Cherokee Country, the Extensive Territories of the Muscogulges, or Creek Confederacy, and the Country of the Chactaws; Containing An Account of the Soil and Natural Productions of Those Regions, Together with Observations on the Manners of the Indians. Philadelphia: Printed by James & Johnson, 1791. Р. 236.

[19] Уильям Генри Литтелтон (1724 - 1808) – британский барон, политик и колониальный администратор. В 1756-1760 гг. - губернатор Южной Каролины.

[20] Находился на северо-западе Южной Каролины на реке Кеови, напротив крупнейшего города» чероки Кеови.

[21] Джеффри Амхерст (1717 - 1797) - главнокомандующий британскими войсками в Северной Америке во время Семилетней войны.

[22] 1200 солдат.

[23] Граф Арчибальд Монтгомери (1726-1796) – британский военный и государственный деятель, участвовал в Семилетней войне в американских колониях во главе 77-го пехотного полка, известного как «Горцы Монтгомери».  В 1760 г. во время экспедиции против чероки нанёс им поражения в битвах при Этчоси и Вумен Крике.

[24] Находился в графстве Монро (восток штата Теннесси).

[25] Джеймс Грант (1720–1806) – майор полка Монтгомери в 1757-1763 гг., губернатор Восточной Флориды в 1763-1771 гг., генерал-майор британской армии во время Войны за независимость.

[26] 2600 солдат.

[27] Брайан Уорд -  родился в Ирландии, служил в британской армии во время колониальных войн. После службы остался в Америке и занялся торговлей с чероки. По законам племени ни один белый человек не мог оставаться надолго в землях чероки и иметь защиту вождей, если он не имел жены и дома на земле племени. В браке родилась дочь Элизабет. Около 1774 г. Брайан оставил Нэнси и женился на белой женщине.

[28] Джеймс Адэйр (1709-1783) – ирландец, отправившийся в Северную Америк, где он стал торговцем с коренными американцами Юго-Востока. В 1775 г. он собрал свои путевые заметки в книгу.

[29] Adair J. The history of the American indians; particularly Those Nations adjoining to the Missisippi, East and West Florida, Georgia, South and North Carolina, and Virginia... L., 1775. P. 238.

[30] В 1725 г. британское правительство отправило к индейцам полковника Джорджа Чикена с особой миссией - любыми средствами “задобрить” чероки и помешать франко-индейскому сближению. Дело Дж. Чикена продолжил сэр Александр Камминг (1690–1775). Он объездил главные города чероки и убедил индейцев избрать единого вождя, который будет представлял их интересы на переговорах с англичанами. А. Камминг сопровождал делегацию чероки в 1730 г. в Лондон на встречу с королем Георгом II. / Dictionary of National Biography. Vol. XIII.

Ed. by L. Stephen. N.Y., L., 1888. P. 294-6.

[31] Daily Journal, London, 1730. June 8, 12, 20.

[32] По обычаю чероки на каждом военном совете присутствовала группа «значимых женщин», которые завоевали это звание в предыдущих войнах и были матерями воинов, они давали советы военному вождю.

[33] Burns A. W. Military and genealogical records of the famous Indian woman, Nancy Ward. Washington, 1957. P. 83

[34] Форт Стэнвикс (в Риме, штат Нью-Йорк) строился в конце 1750-х гг. под руководством британского генерала Джона Стэнвикса. Договор, подписанный в форте Стэнвикс в ноябре 1768 г., определил северную границу Вирджинии.

[35] В октябре 1770 г. в Южной Каролине был подписан договор Лохабера между суперинтендантом по делам индейцев Джоном Стюартом и чероки, установивший западную границу Вирджинии и Северной Каролины.

[36] Джон Донельсон (1718-1785) - американский политический деятель, планировщик городов и исследователь.

[37] Александр Кэмерон (1719-1781) – британский комиссар по чероки в 1762-1779 гг. Родился в Шотландии, переехал в Северную Америку, где служил в британском отряде в форте Принц Джордж на границе земель чероки, что дало ему возможность хорошо изучить их. В 1762 г. он женился на Молли - индейской девушке чероки. В браке родилось трое детей. Чероки прозвали его «Скотчи». В 1764 г. по назначению Джона Стюарта (суперинтенданта по делам индейцев в Южном департаменте) он стал агентом по делам индейцев чероки, став в 1768 г. заместителем суперинтенданта. Кэмерон жил среди чероки до 1776 г./ Nichols J. L. Alexander Cameron, British Agent among the Cherokee, 1764-1781. //The South Carolina Historical Magazine, 1996.Vol. 97, No. 2. P. 94-114.

[38] Finger J. Tennessee Frontiers: Three Regions in Transition. Bloomington, Indiana University Press, 2001. P. 57-59.

[39] Allen B., Lawson D.T. The Wataugans and the 'Dangerous Example. //Tennessee Historical Quarterly, 1967. N 26.

  1. 139-41.

[40] В 1774 г. губернатор Вирджинии лорд Данмор увидел в Ассоциации «опасный пример» для американцев, создавших правительство, «вне от власти Его Величества». / Williams S.C. The Admission of Tennessee into the Union. // Tennessee Historical Quarterly, 1945. Vol. IV. N. 4. P. 291.

[41] Ричард Хендерсон (1734–1785) – торговец, судья в Северной Каролине, земельный спекулянт, в 1774 г. создал компанию «Трансильвания» для покупки у чероки земель Кентукки и основания 14-ой колонии.

[42] Джон Севьер (1745-1815) – американский торговец, трактирщик, с 1761 г. капитан милиции. В 1773 г. переехал с женой и семью детьми в Ватаугу, где на протяжении четырех сроков входил в администрацию Ассоциации.

[43] 1800 человек.

[44] Уильям Кристиан (1743 - 1786) - солдат, милиционер, политик из Вирджинии периода Американской революции. Был женат на Анне Генри, сестре одного из отцов-основателей США - Патрика Генри. Кристиан возглавил экспедицию против чероки летом 1776 г. и заставил их вождей подписать 20 июля 1777 года мирный договор на Длинном острове на реке  Холстон.  Он также участвовал в заключении второго договора с чероки в 1781 году.

[45] Не считая ополчения из Вирджинии.

[46] Полковник У. Кристиан пощадил Чоту - родной город Нэнси Уорд из уважения к этой женщине.

[47]Артур Кэмпбелл (1743 года - 1811) - участвовал в Американской революции, был членом Палаты делегатов Вирджинии. В 1776 г. был назначен майором ополчения Вирджинии. Командовал несколькими экспедициями против чероки, в том числе зимой 1780-81 гг., когда был подписан договор с индейцами -  http://www.historycarper.com/1781/01/04/colonel-campbell-to-the-chiefs-and-warriors/  (Дата обращения: 20.03.2018). 

[48] Джозеф Мартин (1740-1808) -  бригадный генерал в милиции Вирджинии во время американской Войны за независимость.

[49] O'Donnell J. Southern Indians in the American Revolution. Knoxville: University of Tennessee Press, 1973. P. 107.

[50] Williams S.C. Tennessee during the Revolutionary War. Nashwill: Tennessee Historical Commissin, 1944. P. 36.

[51] Секвойя (1760 - 1845) - вождь племени чероки.

[52] Уинфилд Скотт (1786- 1866) - американский генерал, дипломат и политик, в 1841-61 гг. главнокомандующий армии США. В 1838 г. руководил депортацией индейцев-чероки из Джорджии в Оклахому.

[53] Дорога слёз – путь, по которому шли насильно переселяемые индейцы, в основном из Пяти цивилизованных племён (чероки, чикасо, чокто, маскоги, семинолы) с их родных земель на юго-востоке США на Индейскую территорию (ныне Оклахома) на западе США.В связи с нечеловеческими условиями в пути многие умерли. Среди чероки это число составляет от 4 до 15 тысяч. / Curtis N. C. Black heritage sites: An African American Odyssey and Finder's Guide New York: New Press, 1992. Р. 543. Сегодня этот путь включён в Систему национальных троп США с целью увековечивания американской истории.

[54] https://blueridgecountry.com/archive/people/nancy-ward-cherokee-sharyn-mccrumb/ (Дата обращения: 20.03. 2018).

[55] Claghorn Ch. E. Women patriots of the American revolution: a biographical dictionary.Metuchen (N.J.): carecrow Press, 1991. P. 199.