На главную страницу


К началу XXI века Соединенные Штаты Америки находились на вершине своего могущества. После распада СССР – главного противника в «холодной войне» – США приобрели статус единственной супердержавы, их геополитические позиции были прочны, как никогда. В отличие от предшествующих мировых лидеров, Соединенные Штаты располагали всеми стержневыми атрибутами лидерства, начиная от культурных и научно-технологических, заканчивая военным и финансовыми, что способствовало окончательному разрушению мирового двухблокового порядка и установлению однополярного мира.

Кроме того, такой новый мировой порядок стал едва ли не прямым воплощением идей Pax Americana, «Нового американского порядка», глобальной Мир-Империи. На сегодняшний день, анализируя дальнейшие перспективы США в постоянно меняющемся мире, сложно дать им однозначную оценку. Однако можно сказать с полной уверенностью: эти перспективы будут, в первую очередь, зависеть от самой Америки, а не от остального мира. Все мировое сообщество волнует вопрос: станет ли мир ко второй половине XXI века «постамериканским» или же США обретут второе дыхание и останутся государством-гегемоном?

Ответ на этот вопрос пытаются дать многие государственные деятели, специалисты в области международных отношений, политологи. В целом, можно проследить две противоположные точки зрения. 

Одной из них придерживается ряд американских солидных изданий, таких как The Wall Street Journal, The New York Times и др., а также ведущие политики Соединенных Штатов. Они превозносят США на уровень империи, часто упоминая об имперском мышлении, об имперском бремени и пути Америки и т. д. Отражение этих идей можно увидеть даже в «Стратегии национальной безопасности Соединенных Штатов», основная мысль всех последних версий которой заключается в том, что эта страна обладает  беспрецедентным могуществом, призвана формировать международный порядок и обеспечивать его соблюдение.

Более того, действующий президент Дональд Трамп в своей инаугурационной речи обозначил базовые принципы внешней политики, которые звучат следующим образом: «Америка прежде всего» и «Сделать Америку снова великой». Таким образом, в ближайшие десятки лет есть повод ожидать новых попыток США осуществить свой квазиимперский проект. Вряд ли есть альтернатива данному сценарию событий, так как Соединенные Штаты изначально образовались и развивались как страна высших моральных ценностей и общество, где каждый обладает неограниченными возможностями. Сомнение в этих аксиомах чревато катастрофическими последствиями для национальной идентичности.

Если же Соединенные Штаты по тем или иным причинам отрекутся от своей имперской миссии, то, по мнению Ниалла Фергюсона, профессора Гарвардского университета, «многополюсность не станет альтернативой однополюсности». На смену последней придет аполярность – глобальный вакуум власти. Вследствие такой всемирной путанцы выиграют силы, намного более опасные, нежели соперничающие между собой великие державы.

Данного мнения придерживаются и российские ученые. Так, А. Д. Богатуров пишет: «Политика Америки вызывает в мире такое же раздражение, как внутри США нежелание других народов принимать американские рецепты решения мировых проблем. Между тем очевидно: мировой порядок, который держится на американских ресурсах, не демократичен, но он не так уж и плох. Это гегемонистская стабильность, но все же это стабильность…».

В своей книге «Открытие другой Америки, Китая, России и Казахстана» ученый и историк Мурат Абдиров пишет о том, что США будут наиболее влиятельным игроком на международной арене, как минимум, до второй половины XXI века; также автор  заявляет о беспочвенности прогнозов некоторых экономистов о скором крахе США. Это обусловлено тем, что, по его мнению, в мире еще нет нового гегемона, обладающего такой же совокупностью лидерских ресурсов, какая имеется сегодня у Соединенных Штатов. Следовательно потеря ими статуса лидера приведет к коренному изменению всей структуры мирового экономического и политического порядка, к полному переустройству самой Мир-Системы. Более того, автор отмечает, что сам мир в определенной мере заинтересован в «мягком лидерстве США».

С другой стороны, сложно отрицать тот факт, что США несколько утратили былое влияние и в ближайшем будущем ожидается беспрецедентный перенос богатства и экономического влияния с Запада на Восток. На сегодняшний день можно выделить три державы - Китай, Объединенная Европа и Россия, являющиеся потенциальными соперницами Соединенных Штатов за лидерство в мире. Особенно это касается Китая, сверхдержавные амбиции которого растут не по дням, а по часам. Согласно статистическим данным, динамика развития КНР приведет к экономическому паритету между двумя державами уже в 2020 году. Доктор исторических и политических наук, профессор Я.А.Пляйс в своей статье «Новый мир и новые международные отношения» пишет о том, что в ближайшем будущем, когда у Китая образуется полноценная совокупная мощь (состоящая из таких слагаемых как экономическое, финансовое, военное, научное и др.), он немедленно приступит к ликвидации влияния США, тем самым значительно снизит их роль в международных отношениях. В результате этого, ко второй половине нынешнего века США прекратят свое доминирование над остальным миром и станут лишь «одной из нескольких стран», которые будут определять курс его дальнейшего развития. Иными словами, сложившиеся в экономике и политике тенденции указывают на ослабление роли Америки в ближайшие несколько десятилетий в мировом масштабе, утрату долларом своих позиций как мировой валюты и, как заявил экономист Андрей Шлейфер, превращение США в «нормальную страну».

 

Несмотря на такие предсказания, представляется, что Соединенные Штаты останутся (по крайней мере к 2050 году) самой сильной и могущественной страной в современном мире. На самом деле, сегодня мы не можем выделить иные центры силы, у которых есть возможность «подменить» Америку. Однако у многих есть желание «порулить», в первую очередь у Китая, еще не подходящего под статус мирового гегемона. Более того, руководство Коммунистической партии заявило ранее, что рубежом реального выхода Китая на мировую арену в качестве новой сверхдержавы станут только 2060-е годы.

Однако, невзирая на прогнозы тех аналитиков, которые видят будущее как «неизбежный хаос» или «эру анархии», которые наступят в случае потери США статуса мирового гегемона, нельзя забывать о том, что существует другая перспектива — многополярная структура международных отношений, в рамках которой Америка будет реализовывать политику сотрудничества и лидерства. Как писал З. Бжезинский: «После фатальной ошибки, связанной с войной в Ираке и ее последствиями, вместе с президентом Обамой наступает новая эра принципиально иного американского мирового лидерства. Лидерства, которое скорее инспирирует, а не навязывает свою волю. Собственно, именно такого лидерства ожидает и даже требует от Америки большинство стран». Такая роль Соединенных Штатов в международных отношениях, пожалуй, представляется наиболее приемлемой к 2050 году, учитывая нынешнее положение дел в стране (поляризация общества, проблемы с международным имиджем и «мягкой силой», необходимой для успешной конкуренции на глобальном рынке идей).

 

 

Источники:

  • Абдиров М.Ж. Открытие другой Америки, Китая, России и Казахстана. Научно-популярное исследование благонамеренного автора. https://www.litmir.me/br/?b=595500&p=1 (Дата обращения: 18.10.2018)
  • Богатуров А. Глобальные аспекты “цивилизационного” влияния США в XXI в. https://elibrary.ru/ip_restricted.asp?rpage=https%3A%2F%2Felibrary%2Eru%2Fitem%2Easp%3Fid%3D9576642 (Дата обращения: 16.10.2018)
  • Путин назвал США единственной сверхдержавой. https://lenta.ru/news/2016/06/17/obamathegreat/ (Дата обращения: 16.10.2018)
  • The future global order will be managed by China and the US - get used to it. https://www.weforum.org/agenda/2018/02/the-future-global-order-will-be-managed-by-china-and-the-us-get-used-to-it/ (Дата обращения: 17.10.2018)
  • What are some predictions for the future of the USA? https://www.quora.com/What-are-some-predictions-for-the-future-of-the-USA (Дата обращения: 17.10.2018)