На главную страницу


Несмотря на ряд неудач Барака Обамы во внешней политике и рост социальной поляризации внутри страны за годы его администрации, рейтинг первого чернокожего президента держался на достойном уровне и к моменту прекращения полномочий превышал 50%. Президент-демократ и большинство его сторонников не сомневались, что на очередных выборах высший политический пост в стране останется в руках Демократической партии. Эксперты по демографии и внутренней политике указывали на тенденции, крайне благоприятные для демократов, и невыгодные для республиканцев. Росла численность цветного населения, традиционно голосующего за Демократическую партию, либеральные идеи, которые еще пару десятилетий назад казались чересчур радикальными, реализовывались на практике и закреплялись в законах. Казалось, что победа на выборах кандидата от демократов Хиллари Клинтон была абсолютно предрешена.

Однако после подведения итогов голосования в ноябре 2016 года весь мир застыл в недоумении. Вместо Хиллари президентом стал Дональд Трамп, эксцентричный миллиардер и шоумен, который еще за несколько недель до выборов по данным опросов существенно отставал от своей соперницы. Сказалась усталость населения страны от либеральных новаций, от перегибов в соблюдении норм политкорректности. Белые американцы, занятые в традиционных отраслях экономики, при Обаме чувствовали себя людьми второго сорта. В такой ситуации популярный и раскрученный в медиа кандидат, вооруженный арсеналом популистских лозунгов, сумел переиграть самоуверенную и высокомерную представительницу американского политического истеблишмента.

Помимо совершенно уникальной для президента США биографии (до избрания Трамп никогда не занимал никаких политических или военных постов), нового хозяина Белого дома отличали весьма радикальные воззрения на большинство вопросов внутренней и внешней политики. Трамп отвергал почти всё, что Обама относил к числу своих важнейших заслуг, заявлял о необходимости отменить Obamacare, Парижские соглашения по климату, выйти из Транс-Тихоокеанского партнерства, пересмотреть все договоры США с зарубежными странами о свободе торговли, пересмотреть отношения с НАТО, с Китаем, с Кубой, с Ираном, построить стену на американо-мексиканской границе, увеличить военные расходы и так далее.

В ходе избирательной кампании Трамп закрепил свою давнюю репутацию человека неуравновешенного, бесцеремонного и склонного к искажению фактов. Как ни странно, значительной части избирателей такой тип поведения даже импонировал, они усматривали в Трампе политика нового типа, способного возродить величие Америки. Приступив к исполнению президентских обязанностей в январе 2017 года, Трамп, в отличие от большинства предшественников, начал последовательно выполнять свои обещания. В некоторых случаях, его указы выглядели даже более радикально, чем предвыборные лозунги. В частности, Трамп попытался запретить въезд в США всем жителям нескольких мусульманских стран, включая беженцев.

Против нового президента поднялась небывалая волна социальных протестов. 48% американцев, проголосовавших за Хиллари (Трампу удалось победить, набрав всего 46% народных голосов, благодаря специфике американской избирательной системы), не хотели мириться с происходящим демонтажом достижений либеральной эпохи. Все инициативы Трампа вызывали жесточайшее сопротивление в судах и в Конгрессе, причем часто даже со стороны поддержавшей его выдвижение Республиканской партии. В итоге, к концу первого года администрации Трамп мог похвастаться, разве что, проведенным через Конгресс налоговым законом, не просто создающим более благоприятные условия для крупного бизнеса, но и отменяющим с 2019 года важнейший элемент Obamacare — обязательное страхование. Большой удачей для Трампа стало то, что ему удалось избежать импичмента, который его оппоненты хотели объявить президенту за предполагаемые связи с Россией и Владимиром Путиным, а также за подписание указов, противоречащих базовым американским ценностям. Стремясь избежать этих обвинений, Трамп резко ужесточил политическую линию в отношении Москвы, подписал закон о постоянно действующих (и расширяющихся) санкциях, выслал из страны 60 российских дипломатов, закрыл несколько консульств России в США. Надежды на нормализацию отношений Москвы и Вашингтона, распространенные среди россиян после избрания Трампа, рассеялись как дым.

Во внешней политике первый год Трампа запомнился громогласными заявлениями о намерении разрешить все наиболее острые проблемы (иранскую, северокорейскую, проблему международного терроризма) с помощью военной силы, и кардинальной сменой подходов США в таких вопросах как примирение с Кубой (Трамп возобновил торговые ограничения), свобода торговли (Трамп вышел из ТПП и начал вводить протекционистские тарифы), борьба с потеплением климата (США отказались выполнять свои обязательства по сокращению вредных выбросов в атмосферу). Также, Трамп фактически начал торговую войну с Китаем, нанес два ракетных удара по Сирии, разорвал ядерную сделку с Ираном.

Если прибавить к этому постоянную кадровую чехарду, непрекращающиеся скандалы вокруг Трампа и членов его команды, можно с уверенностью констатировать: итоги президентских выборов 2016 года ввергли США, а за ними и весь мир, в хаос, выход из которого пока различим с большим трудом. Начавшаяся еще при Обаме поляризация американского общества достигла пугающих масштабов, а международная репутация США как страны, способной на реализацию долговременной продуманной стратегии, за 2017—2018 годы оказалась полностью уничтожена. Даже если Трамп сумеет добиться каких-то прорывов в разрешении отдельных региональных конфликтов (что маловероятно), и после следующих президентских выборов хозяином Белого дома станет более спокойный и трезвомыслящий политик, мир вряд ли быстро забудет феерическую эпоху Трампа, и в обозримой перспективе мало кто станет планировать свое будущее с расчетом на США как надежного и стабильного партнера.