На главную страницу


Разбив всех врагов, Америка в конце 1940-х годов оказалась на пороге эпохи невиданного в истории процветания. Однако благополучие пришло не сразу, несколько лет пришлось серьезно понервничать. 15 миллионов вернувшихся с фронта солдат не сразу нашли себя в новой послевоенной экономике. И здесь надо отдать должное президенту Гарри Трумэну – его решительные действия помогли перезапустить американскую промышленность, организовать приватизацию государственных военных заводов, запустить программы социальной поддержки для ветеранов. Тем не менее, сопротивление правлению демократов в условиях послевоенной неопределенности нарастало. Впервые за 18 лет на промежуточных выборах в 1946 году республиканцы обеспечили себе контроль над конгрессом, и тут же провели несколько законов, направленных на борьбу с наследием рузвельтовского “Нового курса”. Самым известным из них был антипрофсоюзный закон Тафта-Хартли, по сути отменивший закон Вагнера 1935 года. Считается, что с этого момента в США начался закат профсоюзного движения, хотя, конечно, основной причиной этого заката стал не новый закон, а резкое повышение благосостояния американцев в последующие десятилетия.

Можно выделить несколько причин небывалого расцвета американской экономики в 1950-е годы. Гарри Трумэн (президент с 1945 по 1953 год) продолжил реализацию кейнсианских подходов своего предшественника, и не жалел государственных денег на различные масштабные социальные программы. В соответствии с принятым в 1944 году Законом о поддержке отставных военнослужащих (G.I. Bill) ветераны войны получили право на образовательные субсидии, дешевые кредиты для покупки домов и открытия бизнеса. К концу 1950-х на эти цели из бюджета были выделены десятки миллиардов долларов, что не только стимулировало потребительский спрос, но и обеспечило американскую экономику квалифицированной рабочей силой, так как около 8 млн ветеранов воспользовались правительственными грантами для получения университетского образования.

Другим источником роста американской экономики стали заказы, поступающие из Европы в рамках знаменитого “плана Маршалла”, запущенного в 1947–1948 году. Значительная часть денег, выделенная европейцам на послевоенное восстановление (всего около 13 млрд долларов), в той или иной форме вернулась в экономику США. То же можно сказать и о многих других программах иностранной помощи, реализуемых США в 1950–1960-е годы. Инвестируя деньги в развитие зарубежных стран, Соединенные Штаты закреплялись на перспективных рынках, получали доступ к источникам сырья, формировали паутину военно-политических союзов. Этому процессу способствовала международная обстановка, распад колониальных империй европейских стран. Соединенные Штаты в полной мере воспользовались своим экономическим доминированием на завершающем этапе Второй мировой войны, обеспечили превращение доллара в основную мировую резервную валюту (по Бреттон-Вудским соглашениям 1944 года), что впоследствии очень помогло им в заполнении вакуума, оставшегося после ухода европейцев из стратегически значимых регионов земного шара. В частности, Соединенным Штатам удалось установить контроль над нефтеносными районами Ближнего Востока, что обеспечило растущую американскую экономику бесперебойным потоком дешевых энергоносителей.

Ну и наконец, экономическому росту в США способствовало сохранение и дальнейшее развитие в условиях “холодной войны” военно-промышленного комплекса. Начавшаяся в 1950 году Корейская война помогла преодолеть экономический спад 1946–1948 годов, военные расходы составляли в США в это время 5%, а к 1960 году – почти 10% от ВВП. Естественно, затраты на гонку вооружений не могли оставаться единственным драйвером экономики на долгие десятилетия, но они оказались вполне уместными в условиях взрывоподобного расширения американской империи до глобальных масштабов. К тому же, именно в военной сфере было выработано множество новых технологических решений, которые впоследствии стали широко использоваться в гражданской экономике. Но важно понимать, что развитие ВПК имело благотворный экономический эффект лишь в сочетании с другими, уникальными факторами, превратившими США в сильнейшую мировую сверхдержаву. Препятствием же на пути абсолютного американского доминирования с конца 1940-х годов стал Советский Союз, хотя и понесший страшные потери в Великой Отечественной войне, но вдохновленный победой над фашизмом, и по-прежнему очарованный коммунистической идеологией.