На главную страницу


Законотворческая активность Рузвельта не сильно уменьшилась и после окончания “ста дней”. В 1935 году было создано знаменитое Управление общественных работ США (Work Progress Administration, WPA) во главе с Гарри Гопкинсом. По всей стране началось строительство дорог, плотин, мостов и других дорогостоящих объектов. Деньги выделялись из федерального бюджета (к 1937 году госдолг увеличился в два раза, до 40 млрд долларов). Изобретались также разные схемы поддержки научной и творческой интеллигенции, в результате чего правительственные гранты стали выдаваться на весьма радикальные, по мнению критиков Рузвельта, проекты. Многие художники и писатели, работавшие на WPA, были замечены в симпатиях к коммунистам, что лишь утвердило консерваторов в мнении, что во главе Америки оказался “красный президент”.

Несколько законов 1935 года действительно были “социалистическими” по своему духу. Закон о социальном обеспечении наконец-то вводил в США систему федеральных пособий по безработице и пенсий по старости, инвалидности, потере кормильца. Именно тогда каждый американец получил индивидуальный номер социального страхования и стал платить специальный социальный налог. По Закону Вагнера рабочие получили легальное право на профсоюзные объединения, что привело в последующие годы к настоящему расцвету профсоюзов, в разы увеличилась численность Американской федерации труда, из ее состава выделился более радикальный Комитет производственных профсоюзов во главе с харизматичным Джоном Л. Льюисом. На излете “Нового курса” в 1938 году был также принят Закон о 40-часовой рабочей неделе и минимальной оплате труда.

Законодательные инициативы Рузвельта практически не встречали оппозиции в демократическом конгрессе, но настоящим бастионом консерваторов оставался Верховный суд. В 1935 году несколько важнейших законов Нового курса, включая NIRA и AAA, были объявлены неконституционными и утратили силу. Рузвельта это крайне раздражало, и после триумфального переизбрания на второй срок в 1936 году он решил провести судебную реформу. Однако, впервые за пять лет, его предложение (об увеличении численности Верховного суда с 9 до 15 человек) не нашло поддержки у сенаторов, включая многих демократов. Считается, что с этого политического поражения президента начался закат политики Нового курса. Репутация Рузвельта оказалась подмочена, его обвинили в стремлении переписать конституцию и установить в стране авторитарный режим. К тому же, в 1937 году США накрыла очередная волна кризиса, процент безработных снова достиг пугающих 20%. Многим стало казаться, что Великая депрессия Рузвельту не по зубам, Новый курс исчерпал себя и нужны какие-то иные подходы.

Тем не менее, серия смелых законотворческих экспериментов Рузвельта к этому времени уже настолько изменила Америку, что обратное движения было вряд ли возможно. Государство стало претендовать на роль “самого эффективного бизнесмена”, возникла гигантская бюрократия, система социального обеспечения оказалась настолько популярной, что ее не осмелился ликвидировать даже консервативный Верховный суд. За Демократическую партию Рузвельта впервые со времен Гражданской войны стали голосовать чернокожие американцы. Процессы в экономике могли настораживать большой и средний бизнес, депрессия, действительно все никак не заканчивалась, но Америка к концу 1930-х годов не была ни фашистской, ни коммунистической, ни милитаристской державой. Всех этих вариантов развития удалось избежать, хотя и довольно дорогой ценой.