На главную страницу


Участие США в мировой войне оказало мощное воздействие на психологию американцев, привело к существенным социальным подвижкам, изменило соотношение сил во внутренней политике. Никогда раньше американское общество не сталкивалось с такой масштабной мобилизацией национальных ресурсов, никогда не подвергалось такой целенаправленной пропагандистской обработке.

Американская пропаганда времен Первой мировой войны

Воздействие государства на повседневную жизнь во время войны быстро достигло ранее совершенно немыслимых масштабов. Так как для американцев это был первый опыт подобного рода, они реагировали на внезапные изменения в своей жизни с удивительной покорностью, не задавали лишних вопросов, абсолютно доверяли всему, что говорят правительственные пропагандисты. Германия и всё немецкое превратилось в объект лютой ненависти, миллионы иммигрантов с немецкими корнями ощутили на себе, каково это – быть изгоем в демократической Америке.

Помимо 4 миллионов призывников, привлеченных на военную службу, правительство наняло еще не менее миллиона специалистов для работы в разнообразных агентствах, занимающихся вопросами снабжения армии всем необходимым. Самое знаменитое из этих агентств, Продовольственную администрацию США, возглавил миллионер Герберт Гувер.

Для обеспечения непрерывного потока продовольствия в Европу, Гувер взял под правительственный контроль рынок продукции сельского хозяйства, устанавливал фиксированные цены, регулировал объемы производства – то есть, по сути, использовал социалистические методы управления. В придачу ко всему, Продовольственная администрация запустила пропагандистскую кампанию, с призывами к экономии продуктов питания – отказу от белого хлеба, мяса, бережному отношению к остаткам пищи и т.п.

Удивительно, но эти призывы оказались весьма эффективными, миллионы американцев пошли на добровольные самоограничения ради бесперебойного снабжения армии. К концу войны политика “гуверизации” имела такой эффект, что образовавшиеся излишки продуктов питания позволили Продовольственной администрации накормить не только американских солдат, но и жителей многих разоренных войной европейских стран (включая Россию).

Как это обычно бывает во время войн, в США в 1917–1918 годах было принято несколько законов, крайне сомнительных с точки зрения соблюдения конституционных прав и свобод. По Закону о шпионаже (1917) и Закону о подстрекательстве к мятежу (1918) любой человек, публично критикующий правительство, мог попасть за решетку. Применение этих норм варьировалось от штата к штату, но больше тысячи социалистов и пацифистов были в результате приговорены к длительным срокам заключения. В частности, десять лет тюрьмы получил лидер Социалистической партии США Юджин Дебс.

Помимо правительственного давления, антивоенные активисты и все, заподозренные в недостаточном патриотизме подвергались преследованиям со стороны разного рода общественных объединений, вроде Лиги по защите Америки. По южным штатам прокатилась волна линчеваний чернокожих, обвиненных в намерении организовать “прогерманский бунт”. Это, а также острая нехватка рабочих рук на заводах в северных штатах, породили массовую миграцию чернокожих с Юга на Север, что впоследствии привело к изменениям в характере межрасовых отношений и территориальном распределении партийных симпатий.