На главную страницу


Президентство Теодора Рузвельта показало, что в существовавшей тогда в США политической системе энергичный и настроенный на реформы глава Белого дома может гораздо более результативно действовать в сфере внешней, а не внутренней политики.

Теодор Рузвельт международный полицейский. Карикатура

Несмотря на то, что уже в первые месяцы после прихода к власти Рузвельт поменял отношение властей к стачкам (в мае 1902 года использовал войска для прекращения стачки шахтеров, но не в интересах хозяев шахт, как это делали его предшественники, а исходя из “общественного интереса”), а затем начал борьбу за ликвидацию “плохих” монополий – его реальные достижения в данной сфере в итоге оказались весьма скромными. Прозванный “разрушителем трестов”, Рузвельт в действительности сумел лишь организовать несколько судебных процессов против монополий, приведших к неоднозначным результатам.

Для регулирования отношений между предпринимателями и рабочими, контроля над тарифами на грузоперевозки Рузвельт создал новое министерство труда и торговли, увеличил роль Комиссии по торговле между штатами. Поддерживаемые им законы установили стандарты качества продуктов питания и лекарств, усовершенствовали и расширили систему государственных национальных парков.

Но настоящие триумфы ждали Рузвельта в сфере внешней политики. Любимая президентом африканская поговорка “Говори тихо, но всегда носи с собой большую дубинку” дала имя внешней политике США этого периода: политика большой дубинки. Действительно, Теодор Рузвельт не стеснялся активно использовать имевшийся в распоряжении США силовой потенциал для реализации целой серии смелых внешнеполитических проектов.

В 1903 году, не сумев добиться от правительства Колумбии передачи участка территории для строительства канала, соединяющего Атлантический и Тихий океаны, Рузвельт организовал операцию по созданию на нужной части Колумбии нового “независимого” государства, Панамы, руководители которого оказались гораздо более сговорчивыми.

В 1904 году Рузвельт отправил американские войска в Доминиканскую республику, которая объявила дефолт по выплате внешнего долга. Соединенные Штаты контролировали доминиканскую казну до тех пор, пока все обязательства перед внешними кредиторами не были погашены. Таким образом, США устранили повод для европейского вмешательства в дела американского континента, заявив, что теперь США будут осуществлять здесь “международную полицейскую власть”. Через 80 лет после провозглашения доктрины Монро американский континент стал превращаться в не декларируемую, а реальную сферу влияния Соединенных Штатов (что, конечно, совсем не способствовало росту популярности США среди местных жителей).

Однако внешнеполитические амбиции Теодора Рузвельта не ограничивались западным полушарием. В 1904–1905 годах, когда шла русско-японская война, Соединенные Штаты с огромным интересом наблюдали за происходящим, причем симпатии американского общества, да и самого президента, явно были не на стороне старого друга – России, а на стороне Японии. В конце концов, Рузвельту удалось выступить в роли посредника, мирная конференция была организована в американском Портсмуте, а президент США получил в 1906 году Нобелевскую премию мира.

Но все-таки, Рузвельт гораздо больше верил в военную силу, чем в дипломатию и миротворчество. По его инициативе в США была запущена масштабная программа военно-морского строительства, в 1907 американский “Белый флот”, состоящий из 16-ти новейших военных кораблей, предпринял кругосветное плавание. Впервые в истории США заявили о себе как о глобальной военной державе.