На главную страницу


Проблемы новой, индустриальной Америки, находящие выход в стачках и формировании рабочих организаций, отчасти смягчались благодаря деятельности “политических машин” в больших городах. Проблемы же “старой” фермерской Америки несколько десятилетий после Гражданской войны лишь усугублялись — фермеры не видели политических сил, особенно на федеральном уровне, которые могли бы защитить их интересы.

На этой карикатуре популистский удав заглатывает демократического осла. В реальности, все было с точностью до наоборот

Некоторым влиянием с конца 1860-х годов пользовались Грэйнджи — фермерские объединения, пытавшиеся лоббировать выгодные сельхозпроизводителям изменения в законодательстве штатов, требовать от хозяев железных дорог снижения тарифов на перевозки. Однако роль Грейнджей была сугубо локальной.

В 1876—1889 годах существовала федеральная Партия Гринбэкеров, также пытавшаяся привлечь фермеров под свои знамена. Основным пунктом партийной программы гринбэкеров были “дешевые деньги” — увеличение денежной массы либо путем выпуска “гринбэков” (бумажных долларов), либо с помощью чеканки серебряных монет. При всей привлекательности такого “простого и эффективного” рецепта повышения народного благосостояния, идеи гринбэкеров были подвергнуты уничижительной критике в газетах, подконтрольных правящей бизнес-элите, и после нескольких не слишком успешных избирательных кампаний партия окончательно растеряла сторонников.

В 1892 году представители разнообразных политических сил, выступающих против засилья монополий и подчинения американской демократии власти денег, сумели наконец-то найти общий язык и объявили о создании Популистской партии. В ее программе уживались требования социалистического характера — о национализации железных дорог, телеграфных и телефонных линий, о введении налога с богатых — с сугубо фермерскими инициативами, вроде создания государственных зернохранилищ для регулирования объема поставок и рыночных цен на сельхозпродукцию.

Как и всякая третья партия в американской политической системе, Популистская партия могла рассчитывать на успех только в случае привлечения на свою сторону большинства сторонников традиционных политических сил. Конечно, популисты рассчитывали занять место демократов, стать “народной” силой, противостоящей господствующей элите.

Однако искушенные политики из “партии осла” сумели переиграть наивных и неопытных популистов. Они заимствовали часть популистских лозунгов, прежде всего наиболее будоражащий умы тезис о “серебряном стандарте”. На президентских выборах 1896 года кандидат от демократов Уильям Дженнингс Брайан вел кампанию как настоящий народный трибун, обвиняя республиканцев в намерении “распять человечество на золотом кресте”. Несмотря на огромную популярность в фермерской среде, Брайан все же не смог победить республиканского кандидата Уильяма Маккинли, потратившего на кампанию 7 миллионов долларов, против брайановских трехсот тысяч. Америка предпочла “золотой стандарт” — однако многие идеи, впервые сформулированные популистами, были воплощены в жизнь в начале XX века в ходе так называемых “прогрессивных реформ”.