На главную страницу


Помимо постоянной смены командующих северными армиями, и личного участия в разработке военной стратегии, Линкольн на протяжении четырех лет своего президентства был занят решением нескольких важных политических вопросов.

Первым был вопрос о рабовладении — и здесь “президент-освободитель” был совсем не так радикален как принято считать. Подписанная 1 января 1863 года Прокламация об освобождении рабов на территории 10 штатов Конфедерации была не столько документом, реализующим высокие моральные принципы, сколько политической уловкой в противостоянии с сепаратистами.

Чернокожие обитатели Юга практически никак не отреагировали на этот документ, сколько-нибудь крупных восстаний “освобожденных” рабов на Юге не произошло. Гораздо более важной была реакция Европы — после Прокламации все разговоры о признании Конфедерации в качестве независимого государства были прекращены.

Известно, что Линкольн не считал себя вправе решать вопрос о рабовладении на всей территории США, предполагая, что этим вопросом должен заняться конгресс. И даже за пару месяцев до смерти, в феврале 1865 года, Линкольн был уверен, что освободить рабов в США можно только выплатив достойный выкуп их хозяевам.

Может показаться парадоксальным, но принятие Прокламации 1 января 1863 года резко снизило политическую поддержку Линкольна в северных штатах. Мало кто из северян был готов воевать за свободу негров, особенно с учетом того, что в марте 1863 года была введена всеобщая воинская повинность для мужчин в возрасте с 20 до 45 лет.

Не особенно популярным было и решение властей о возможности откупиться от военной службы — получалось, что “народный” президент Линкольн давал особые преимущества состоятельным классам. Простые же американцы теперь должны были идти на войну, вместо того, чтобы воспользоваться перспективами, открытыми подписанным в мае 1862 года “Актом о гомстедах”, который реализовывал вековую мечту о практически бесплатной земле на западе для всех желающих.

Неудивительно, что президентская избирательная кампания 1864 года складывалась для Линкольна крайне непросто, и победил он совсем с небольшим перевесом.

Как это всегда бывает во время войн, президентская ветвь власти значительно укрепилась в США в 1861—1865 годах, что вызвало недовольство конгрессменов и сенаторов, постоянно подозревающих Линкольна в нарушении конституции. Поводы для этого, действительно, были: президентскими указами в США было ограничено действие Билля о правах, производились массовые аресты подозреваемых в симпатиях к Конфедерации, закрывались газеты, выборы хотя и проходили, но вряд ли могли считаться честными и свободными (особенно в пограничных штатах).

Впрочем, считается, что именно отказ южного коллеги Линкольна, Джефферсона Дэвиса, приостановить на период войны действие конституционных свобод в Конфедерации, и его неукоснительное следование принципу “прав штатов”, стали существенными факторами, помешавшими Югу одержать верх в противостоянии с Севером.

Жесткость же Линкольна в вопросах ведения войны компенсировалась его неизменным стремлением обеспечить максимально быстрое национальное примирение после ее окончания. Предложенный им еще в декабре 1863 года план “Амнистии и реконструкции” предусматривал помилование для всех конфедератов, согласившихся принять клятву лояльности Соединенным Штатам.