На главную страницу


Американский теолог, протестант, сторонник свободного вероисповедания и основатель баптистской церкви Роджер Уильямс родился в Лондоне около 1603 года (точная дата неизвестна, так как церковь, в которой хранились документы с датами рождения, сгорела во время Великого Пожара в 1666 году), в семье портного. С детства Уильямс увлекался религией, хотя отец и не одобрял особенную любовь сына к Богу. 

Будучи подростком, Уильямс был учеником известного юриста Эдварда Кока, а также учился в колледже Пембрук в Кембридже. У него был талант к изучению языков, Уильямс знал латинский, иврит, греческий, голландский и французский. 

Во время учебы в колледже Уильямс принял священный сан, но затем стал пуританином, что сделало его карьеру в качестве служителя церкви невозможной. После выпуска из Кембриджа он служил капелланом Уильяма Машама (известного политика), а также женился в 1629 году. Все шестеро детей Уильяма родились уже в Америке.


Уильямс критически относился к англиканской церкви, считал ее коррумпированной и лживой, его карьера также была под угрозой из-за отказа от сана священника. Многие пуританские лидеры в это время эмигрировали в Америку, и Уильямс последовал за ними, а затем перевёз жену.

Церковь в Бостоне предложила должность Уильямсу, но он отказался, так как считал, что люди должны быть свободны в своём праве соответствовать или не соответствовать религиозным нормам, а бостонская церковь, по его мнению, слишком жестко контролировала своих прихожан. В дальнейшем в его богословских работах центральными стали 3 принципа: сепаратизм (независимость), свобода совести и отделение церкви от государства. Уильямс утверждал, что церковь слишком коррумпирована, и человек должен самостоятельно прийти к вере, не завися от неё, чтобы истинно и чисто верить в Бога. 

Церковь в Салеме в Массачусетсе тоже была склонна к сепаратизму, поэтому они пригласили Уильямса стать их учителем. Бостонские власти протестовали, поэтому Салем отозвал своё предложение. 

В 1631 году семья Уильямса переехала в Плимутскую колонию, где его хорошо приняли, так как Уильямс помог местному министру. В Плимуте он регулярно читал проповеди. 

По прошествии некоторого времени, Уильямс начал сомневаться и в церкви Плимута, считал, что она недостаточно отделена от английской церкви, и что власти незаконно забирают земли индейцев. В 1632 году Уильямс написал трактат, осуждающий действия властей. Год спустя он вернулся в Салем. 

Власти Салема были недовольны, они собирались судить Уильяма за трактат, осуждающий действия короля. Вопрос был улажен мирно, но трактат уничтожен (скорее всего, сожжен). 
В 1634 году Уильямс стал пастором Салемской церкви. Но его снова вызвали в суд за опасные и ошибочные суждения и в конце концов отстранили от должности. 

В 1635 году Генеральный суд осудил Уильямса за мятеж и ересь. Суд постановил изгнать его из штата, чтобы его опасные мнения не получили распространение. Исполнение наказания было отложено, так как Уильямс заболел, и приближалась зима. Ему разрешили остаться, если он прекратит публичные выступления. Уильямс этого не сделал, в 1636 году к нему домой приехал шериф, но понял, что тот сбежал во время метели. Он проехал 55 миль по глубокому снегу и укрылся в зимнем лагере Вампаноагов (индейское племя). Там он оставался до весны. 

В 1636 году Уильямс с другими салемцами основали новое поселение в штате Род-Айленд. Власти были обеспокоены этой ситуацией, утверждали, что это не соответствует установленным границам. Уильямсу пришлось перебраться на другой берег реки, на землю, никому не принадлежавшую. Новое поселение назвали «Проведение». Поселение принимало всех угнетенных и недовольных жизнью в других местах, было организовано демократическое управление. Это было первое в истории место, где религия не зависела от государства. Затем по образцу этого поселения были основаны еще несколько.

В 1638 году Уильямс стал баптистом и крестился в баптисткой церкви. Сейчас Роджер Уильямс считается одним из основателей Баптистской веры в Америке. После этого Уильямс никогда не занимал церковные должности, но был глубоко религиозным, проповедовал и молился. 

Война короля Филипа (1675-1676 годы) ухудшила отношения индейцев и колонистов, она оказалась одним из самых печальных событий в жизни Уильямса, так как сгорело все поселение, в том числе и его собственный дом. 

Уильямс умер в 1683 году и был похоронен на собственном участке. Спустя 50 лет дом разрушился и место захоронения было утеряно.