На главную страницу


На протяжении всего колониального периода истории США религия оставалась важнейшей частью общественно-политической и повседневной жизни. В отличие от колоний Испании или Франции, где доминировал католицизм, в британских колониях сосуществовали различные религиозные деноминации. Это многообразие неизбежно вело к принятию принципа веротерпимости (который впервые был законодательно утвержден в Мэриленде в 1649 году в отношении христиан) и формировало особую идейно-политическую среду, облегчившую впоследствии переход к государственной независимости.

Первое религиозное пробуждение

Именно в религиозной среде были впервые сформулированы идеи обособленности североамериканских колоний от метрополии – ведь уже Соглашение на Мэйфлауэре, составленное религиозными диссидентами в 1620 г., перед тем, как они ступили на землю Нового Плимута, постулировало самостоятельное существование вне юрисдикции короля и возглавляемой им англиканской церкви.

Впоследствии, специфика условий жизни в Северной Америке привела к появлению, либо приспособлению к американским реалиям, множества религиозных групп, таких как баптисты, квакеры и методисты. Предлагаемые ими рецепты Спасения и обретения Царства Небесного как нельзя лучше подходили обитателям американского фронтира (границы освоенных земель), хотя вряд ли могли сильно впечатлить жителей Старого Света.

Жизнь в колониях протекала в условиях высокого эмоционального напряжения. Необходимость противостоять вызовам, экстраординарным по европейским меркам, периодически находила выход в экстатических религиозных практиках, таких как “охота на ведьм” в Сeйлеме в 1692 году или Великое религиозное пробуждение 1730-х годов. Религиозные проповедники оказывали огромное воздействие на коллективное сознание, и даже распространение с середины XVIII века в Северной Америке идей европейского Просвещения, пронизанных антиклерикальным духом, не привело к вытеснению религиозной идеологии: отцы-основатели американского государства не были воинствующими атеистами, хотя и предлагали весьма экстравагантные трактовки религиозных вопросов (деизм, унитаризм и т.п.)