На главную страницу


В 1890-е годы в США сформировалась концепция «желтой прессы» - это особый вид сенсационного репортажа, основным методом которого стало перемещение центра внимания с самого факта на его привлекательную подачу.

В это время за рынок боролись крупнейшие монополисты газетного бизнеса Дж. Пулитцер и У.Р. Херст. Их соперничество стало одним из факторов, подтолкнувшим США к войне с Испанией, которая в итоге привела к переделу колониальных владений.

Какие же сенсации предлагали медиа-магнаты в 1897-1898 годах?

Оба издателя пришли к очевидному выводу: ничто не могло взбудоражить американцев так, как борьба кубинцев за независимость. Путлицер, как и Херст направили своих корреспондентов на «остров свободы».

Газеты соперников начинают пестреть заголовками о злодеяниях испанцев на Кубе, статьи сопровождаются изображениями жестоких убийств и разбоев, но все это было на основе сфабрикованных фактов.

 

Один из известных анекдотов американской журналистики связан именно с этим эпизодом истории: в январе 1897 года Херст послал в Гавану художника. Через некоторое время тот отправил в Нью-Йорк телеграмму: "Все тихо. Ничего не происходит. Войны не предвидится. Я хотел бы вернуться". ("Everything is quiet. There is no trouble. There will be no war. I wish to return.") В ответ Херст телеграфировал: "Обеспечь мне картинки, а войну я гарантирую". (“You furnish the pictures, I’ll provide the war!”)

Из других провокационных акций Херста можно назвать публикацию записей испанского посла, в которых содержалась нелестная характеристика американского президента Уильяма Маккинли, а также организация побега из гаванской тюрьмы молодой кубинки, обвиненной в измене.

 

 

Взрыв броненосца "Мэйн" в феврале 1898 года в Гаванском порту можно назвать апогеем «газетной битвы». Причина случившегося не была точно установлена, однако оба издателя начали выдвигать конспирологические теории, направленные против Испании.

Таким образом, испано-американскую войну можно назвать предтечей информационных войн следующего столетия и взлетом желтой прессы в современном понимании. Этот пример манипулирования общественным сознанием демонстрирует лишь часть инструментария «мягкой силы».

 

Библиография:

  • Сазонов Е. Феномен «жёлтой прессы»//RELGA, № 7.2005 URL:http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=497&level1=main&level2=articles
  • U.S. Department of State. U.S. Diplomacy and Yellow Journalism. URL:https://history.state.gov/milestones/1866-1898/yellow-journalism
  • The Hearst Conspiracy. URL:http://lasparanoias.blogspot.ru/2007/11/hearst-conspiracy.html
  • Лучинский Ю. Очерки зарубежной журналистики. Учеб. пособие / Кубан. гос. ун-т. - Краснодар, 1996