На главную страницу


Спецслужбы занимают особое место в системе разведки, контрразведки и охраны правопорядка в США. Ныне в стране насчитывается 16 секретных ведомств, объединённых под эгидой Управления директора Национальной разведки (с августа 2010 года этот пост занимает Джеймс Клеппер). Данные ведомства различны по своим функциям. Так, Федеральное бюро расследований (ФБР), Центральное разведывательное управление (ЦРУ) и Министерство внутренней безопасности относятся к правоохранительным органам, Агенство национальной безопасности (АНБ) занимается радиоэлектронной разведкой, Национальному управлению военно-космической разведки (УНР) подведомственны вопросы спутниковой разведки, а за военную разведку отвечают Разведывательное управление Министерства обороны США и несколько разведывательных служб, разделённых по видам вооружённых сил.

Угроза преступности, прежде всего терроризма, воплощением которого стали атаки 11 сентября 2001 года, с одной стороны, и стремительный прогресс передовой электроники, многократно расширивший возможности слежения, с другой стороны, способствуют поднятию вопроса: где находится грань между вынужденными мерами разведывательной деятельности спецслужб ради национальной безопасности страны и неотъемлемым правом американца на неприкосновенность частной жизни?

Вообще, когда речь заходит о деятельности спецслужб в любой стране, неизбежно противоречие. С одной стороны, успешность деятельности специальных ведомств напрямую зависит от степени секретности, с которой они защищают информацию о своих средствах и методах, проводимых операциях, полученных данных, объектах и субъектах наблюдения. С другой стороны, общество всячески стремится контролировать деятельность структур, наделённых действительно большим спектром возможностей, ради предотвращения злоупотребления полномочиями. Этот контроль в спецслужбах США осуществляю внутренние (институты генеральных инспекторов) и внешние (палаты Конгресса, суды, прокуратура, различные общественные организации) структуры. Существует огромное количество нормативных актов, определяющих какие оперативные средства и методы работы могут и не могут использоваться спецслужбами. Наибольшее же количество споров возникает в процессе применения законов о свободе информации. Есть законы, разрешающие частному лицу запрос, в том числе и в судебном порядке, на допуск к секретным сведениям, что обуславливается правом американцев быть информированными о деятельности федеральных организаций, правом знать, на что тратятся средства налогоплательщиков. Спецслужбы, разумеется, всячески препятствуют разглашению сведений, во-первых, ради эффективности собственной деятельности, во-вторых, прекрасно понимая, что, чем больше у американцев будет достоверной информации о деятельности спецслужб, тем больше будет причин упрекнуть их в нарушении свободы частной жизни.

С 2010 года широко обсуждалась деятельность сайта WikiLeaks, предоставившего, среди прочих секретных данных, информацию о методах деятельности секретных ведомств США. В этом же году очередным поводом задуматься о допустимых границах вмешательства спецслужб в частную жизнь послужила деятельность Эдварда Сноудена, бывшего сотрудника ЦРУ и АНБ, передавшего СМИ секретную информацию о тотальной слежке американских спецслужб за гражданами всего мира, а прежде всего самих США, с помощью передовых технологий: информационных сетей и сетей коммуникации. Помимо того, что вопрос о предоставлении политического убежища обвиняемому в Штатах в государственной измене Сноудену обострил противоречия в русско-американских отношениях, а предоставленная бывшим сотрудником спецслужб информация вызвала резкое недовольство секретной внешнеполитической деятельностью у лидеров европейских стран, которые сами, как выяснилось, являлись объектами наблюдения (в частности, в прессе появилась информация, что АНБ регулярно прослушивало мобильный телефон канцлера ФРГ Ангелы Меркель, членов итальянского и испанского правительств).

Что же знаем мы и знают американцы о деятельности спецслужб благодаря Ассанжу, Сноудену, сообщениям СМИ, подтверждающим теории конспирологов?

Теперь известно, что АНБ располагает и активно пользуется двумя сверхсекретными программами – PRISM и XKeyscore. PRISM работает с 2007 года после принятия законов о контроле за деятельностью иностранных разведок и Акта о защите Америки, который разрешает вести слежку за агентами иностранных спецслужб и лицами, которых есть основания подозревать в террористической деятельности, вне территории США без судебного решения, а также за гражданами США только после разрешения суда. Однако последнее на практике далеко не всегда выполняется.  

PRISM предоставляет возможности скачивать закрытую информацию с серверов самых крупных  интернет-компаний США, таких как Microsoft, Yahoo!, Google, Facebook, AOL, Skype, YouTube, Apple, даром что извлечение сведений происходит зачастую без особого ведома сотрудников компаний. PRISM позволяет сотрудникам АНБ, ФБР и ЦРУ собирать информацию о личной переписке в социальных сетях, аудио- и видеофайлах, списках контактов, поисковых запросах пользователей сети. Отслеживание звонков крупнейших американских мобильных операторов также происходит в рамках использования этой программы.

XKeyscore является, по сути, органичным дополнением к PRISM. Если вкратце, то она позволяет отслеживать абсолютно всё, что делает тот или иной пользователь в Интернете. С каких IP-адресов заходил в сеть владелец этого почтового ящика? Пользователи с какими IP заходили этот сайт? Если есть почтовый ящик, то можно взломать пароли от всех ресурсов. Геопозиционирование пользователей также не является тайной для пользователя XKeyscore. Обеспечивается деятельность подобного механизма благодаря работе 700 серверов, главным образом за пределами США – в американских посольствах и консульствах.

На самом деле, новые сведения о деятельности спецслужб во много раскрыли секрет Полишинеля. Большинство людей всё же были не настолько наивны, чтобы не догадываться, что "Большой Брат" едва ли пренебрежёт возможностью использовать технические ресурсы. Теперь стали известны подробности о названиях, принципах работы программ о степени их использования, скорее подтвердившие смелые опасения, чем взорвавшие сознание обывателей. И действительно, ведь не случилось после раскрытия секретной информации очень заметных демонстраций, погромов или других акций протеста. Собственно, полем выражения недовольства остался тот самый Интернет: блоги, социальные сети, Youtube-каналы, тем паче, что у спецслужб есть все возможности с этими проявлениями недовольства ознакомиться. Всё-таки след 11 сентября позволяет многим американцам оставаться даже на стороне подобных мер спецслужб, вполне довольствуясь заявлениями официальных лиц, что ежегодно программы слежки позволяют отлавливать порядка трёх сотен террористов.

В конце концов, рядового агента секретного ведомства едва ли заинтересуют подробности частной, даже интимной жизни американского обывателя. С этой точки зрения, информация, что мистер Мюррей или миссис Блейк, смотрит фильм "Хатико" или ищет информацию об интерференции световых волн, даже при очевидном нарушении свободы частной жизни, не несёт в себе негативных последствий. В то же время, данные о том, что этот загружает в сеть гигабайты детской порнографии, а тот два часа провёл за изучением статей о создании бомбы в домашних условиях, появляясь у спецслужб, бесспорно служат общественному благу. Серьёзной проблемой может послужить соблазн использовать механизмы слежения не в целях государственной безопасности, а в сугубо личных целях, однако СМИ доселе не пестрят громкими заявлениями жертв прослушки или мониторинга личных данных, следовательно до сих пор механизмы общественного контроля работают исправно.

 

Библиография:

  1. Пыхалов И. В. Спецслужбы США. М.: Олма-Пресс, 2002.
  2. Сёмин Н. Л. Правоохранительные органы и спецслужбы США на современном этапе (опыт критического анализа организации и деятельности) // США – Канада: экономика, политика, культура. 2012. № 4. С. 20–35.
  3. Секреторазноситель // http://www.kommersant.ru/doc/2249388.
  4. США наслушались дальше некуда // http://www.kommersant.ru/Doc/2329676.
  5. Anger Growing Among Allies on U.S. Spying // http://www.nytimes.com/2013/10/24/world/europe/united-states-disputes-reports-of-wiretapping-in-Europe.html.
  6. The White House on Spying // http://www.nytimes.com/2013/10/29/opinion/the-white-house-on-spying.html.