Клинт Иствуд, Джон Уэйн, Юстус Д.Барнс, Генри Фонда, Уильям Фредерик Коди, О. Генри, Майн Рид, Генри Уоллсон Аллен. Что объединяет всех этих людей? Кони, песок, горы, ковбойские шляпы, лассо – они воплотили в жизнь образ романтичных, отважных и неустрашимых покорителей Дикого Запада в кино, литературе и на сцене.
Освоение территории Дикого Запада началось во второй половине 19 века, когда американцам стало тесно на густозаселенном востоке страны, и они начали продвигаться на запад от реки Миссисипи к Тихоокеанскому побережью. Эра ковбоев началось после окончания Гражданской войны в 1865 году, когда множество быков, в основном на территории Техаса, одичали во время войны, и их нужно было возвращать в загоны. Переселенцы сталкивались со множеством проблем, таких как нападения бандитов или стычки с местными индейцами.
Романтичный образ полубродячего ковбоя, искателя или стрелка ещё в конце 19 века начал привлекать внимание творческих людей. «Первым шоумэном Америки» стал Буффало Билл (настоящее имя Уильям Фредерик Коди, 1846 г.р. ), организовавший собственное шоу в 1983 году «Дикий Запад Буффало Билла». Новое яркое шоу пришлось по вкусу зрителям. Шоу для последней четверти 19 века было весьма необычным и оригинальным. Сначала все артисты выезжали на парад на лошадях, их сменяли короткие сценки, которые показывали реальную жизнь Дикого Запада: ограбление поездов, оборона фургонов от индейцев, нападение разбойников и т.д.
С появлением кинематографа появился новое направление искусства – вестерн. Он затронул практически все творческие сферы: кино, телевидение, литературу, и другие сферы.
Ковбойские фильмы начали сниматься практически сразу с появлением кинематографа. Вестерн - один из старейших жанров кино, его начали снимать в 1898 г. (Маленькие ленты «Бар в Криппл-крике» (1898), «Ребенок, спасенный индейцами» (1901), «Ковбой и леди» (1902)) В 1903 г. Выходит первый в мире ковбойский фильм – «Большое ограбление поезда» (The Great Train Robbery). Фильм получил общественное одобрение, и навсегда остался в истории кинематографа как первый и самый лучший вестерн.
Киновестерны имеют множество жанров:
Классический вестерн – начало этому жанру положил как раз фильм «Большое ограбление поезда». Традиционный пустынный пейзаж, скалистые горы и грабители.
Ревизионисткий вестерн имеет свои отличительные черты. Некоторые из них – это рост насилия на экране, гипертрофированная сексуальность, необычные мрачные тона, большая роль женщин в фильме, чёрный юмор, использование антигероя. Типичными представителями этого жанра являются «Дикая банда» (1969), «Джоси Уэйлс- человек вне закона» (1976), «Непрощённый» (1992) и др.
«Спагетти – вестерн». Жанр получил такое название потому, что снимался на природе, где-нибудь в испанских пустынях, из-за сходства с пейзажами западных штатов. Это значительно удешевляло производство. Характерной чертой является то, что имеются более активные действия и сцены насилия, чем в классическом вестерне.
Также тема ковбоев привлекала и литераторов. В конце 19-начале 20 века романтизм и отважность переселенцев была отображена и в рассказах и повестях Эдварда Эллиса, О. Генри, Майна Рида, Гюстава Эмара и других.
В середине 20 века были сформулированы 10 правил ковбоя:
Таким образом, Дикий Запад очень сильно повлиял на американскую культуру. Ковбои были эдакими романтическими персонажами, которых любили девушки и на которых хотели быть похожи мужчины. Хоть расцвет и закат эпохи вестернов пришёлся на 20 век, мы до сих пор можем наблюдать отголоски той эпохи в старинных ранчо, сапогах с шипами и лассо, а также практически в ежегодном выходе фильмов голливудского производства. (В этом году - "Одинокий рейнджер")
Источники:
Карцева Е. Н. Вестерн. Эволюция жанра — М.: Искусство, 1976. — 255 с.
Буффало Билл http://prousa.ru/buffalo_bill
Эволюция Вестерна http://www.k2x2.info/nauchnaja_literatura_prochee/vestern_yevolyucija_zhanra/p6.php
American west History http://www.vlib.us/americanwest