На главную страницу


Виктория Кравцова

Понятие «субкультура» возникло относительно недавно - в середине XX века. Американский социолог Дэвид Риcмен в своих исследованиях определял ее как группу людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Возникновение в обществе данных групп неразрывно связано с появлением массовой культуры, вызывавшей у молодых людей желание пойти с ней вразрез, обозначить свою индивидуальность. Сейчас данный термин для нас не в новинку - современный мир полон различных субкультур, возникающих среди молодежи. Если же обратиться к истокам молодежных движений, наиболее известные из них возникли и получили свое развитие в странах Западной Европы и в США в XX веке. Особенно сильный импульс возникновению субкультур дала Вторая мировая война, после которой в обществе царил разлад, а в сознании людей - нестабильность. По прошествии нескольких лет экономики западных стран начали постепенно восстанавливаться, благосостояние людей росло, у молодежи появилось свободное время и возможность планировать свой досуг. Именно тогда, в начале 1950-х годов, и появилось движение, которому посвящено мое эссе, - гризеры.

 

 

Гризеры или бриолинщики - это молодежная субкультура, возникшая среди уличных банд, формировавшихся из молодых представителей рабочего класса северо-восточных и южных штатов Америки. В 1950-е и 1960-е гг. гризеры были более известны как "худсы", то есть "люди в капюшонах", что автоматически придавало движению криминальный оттенок. Термин "гризеры" возник поздее, в 1970-е, когда в обществе снова возник интерес к данному движению. Сейчас же гораздо чаще можно встретить название "рокабиллы", связанное с увлечением гризеров музыкой одноименного жанра.

Само слово "гризер" (англ. "greaser") изначально имело негативный оттенок - так называли американцев мексиканского, итальянского или испанского происхождения, темные волосы которых выглядели словно "смазанными" маслом или воском. Представители субкультуры сделали это своей отличительной чертой, зачесывая назад волосы и укладывая их в высокие прически с помощью воска, крема или бриолина, откуда и взялся другой вариант их названия - "бриолинщики".

Хотя гризеры - явление сугубо американское, аналогичные субкультуры существовали также в Великобритании, Австралии, Италии и Швеции. В Австралии бриолинщиков называли "боджис" или "виджис", британскими гризерами были тедди- или тон-ап бойз, которые в 1960-е гг. оформились в субкультуру "рокеров". Похожее движение существовало также в Японии под названием "Племя грома".

В отличие от своего британского эквивалента, гризеры предпочитали мотоциклам мощные автомобили - "хот-роды", музыкальные же интересы обеих культур лежали в области рок-н-ролла и рокабилли. Основным атрибутом английского рокера был мотоцикл, на котором он разъезжал по окрестным забегаловкам, американский бриолинщик же обычно представлялся либо городским пролетарием, либо более далеким от городской культуры представителем рабочего класса, имеющим скорее автомобиль, чем мотоцикл.

Если же говорить о характерных признаках представителей данной субкультуры, главным из них выступал внешний вид. Бриолинщики носили облегающие футболки, белые майки, хлопковые рубашки с закатанными рукавами, бейсбольные куртки или куртки для боулинга, черные, синие или цвета хаки спецовки, черные или коричневые пальто-тренчи, джинсовые или кожаные куртки и жилеты. Также популярны были подкатанные 501-ые или 505-ые джинсы фирмы "Levis" или рабочие хлопковые штаны. Среди обуви предпочтение отдавалось мотоциклетным ботинкам, таким как "ботинки инженера", армейским или ковбойским сапогам, а также кедам фирмы "Converse". Среди аксессуаров можно выделить банданы, плоские кепки и кошельки на цепочке. К типичным прическам гризеров относят "помпадур",  "утиный хвост" и некоторые другие. Для фиксации волос использовали ваксы, гели, кремы, тоники, помады и еще множество составов - как синтетических, так и натуральных, например, оливковое масло. Настоящий гризер всегда носил с собой расческу, чтобы всегда иметь возможность поправить растрепавшиеся волосы. Существует стереотип, что бриолинщиками были только представители белого населения США, но это не так - к субкультуре примыкали и афро-, и латиноамериканцы. Среди бриолинщиков были, безусловно, и девушки, придерживающиеся аналогичного вызывающего стиля в одежде.

Как уже было сказано выше, особое место в образе жизни гризеров занимали различные транспортные средства - мопеды, мотоциклы, автомобили, которые они красили в вызывающие цвета, посвящая свободное время их тюнингу. Большое значение также имела музыка - рокабилли, рок-н-ролл, ди-воп (Элвис Пресли, Чак Берри, Литл Ричард, Стрэй Кэтс и др.).

Гризерское движение также породило особый слэнг, использовавшийся в общении бриолинщиков между собой (baby - девушка, big daddy - взрослый мужчина, bread - деньги, stable the horses - парковать автомобили, burn rubber – «жечь резину», daddy-o - вид обращения, cloud 9 – «на седьмом небе», dolly - милая девушка, flat-top - вид прически, heat - полиция, hang - бездельничать, no sweat - нет проблем, passion pit - кинотеатр под открытым небом, rocket - автомобиль, tank - большой старый седан, square - обычный и др.).

Гризерам не обязательно было объединяться в группы, но многие придерживались именно такого образа действия. Различные произведения массовой культуры показывают нам банды бриолинщиков похожими на настоящие семьи, где один в ответе за другого, и где все должны соответствовать определенным шаблонам поведения. Изначально неся в себе бунтарский дух, бриолинщики, тем не менее, больше заботились о внешних проявлениях принадлежности к субкультуре.

Существует мнение, что культура бриолинщиков исчезла в середине 1960-х гг. вместе со смертью Дж. Кеннеди, но это не так - она продолжала жить в таких городах, как Чикаго, Нью-Йорк (Бронкс, Бруклин, Куинс), Филадельфия и др. Некоторые гризеры влились в культуру байкеров  1960-х гг., некоторые  ассимилировались с панками 1980-х гг., но движение никогда не исчезало полностью. В городах, где оно сохранилось и после 1970-х гг., таких как Чикаго, Нью Йорк или Тулса, это было обусловлено наличием обширного рабочего класса, не подвергавшегося этническим чисткам вплоть до 1980-1990-х гг. Агломерации же, подобные Детройту, потеряли свои сообщества бриолинщиков в конце 1960-х, когда белые пролетарии переехали в пригороды, где еще не было гризеров. "Белое переселение" повредило гризерству гораздо больше, чем любые изменения стиля. Бриолинщики все еще основывали клубы автолюбителей, катались по ночам и спонсировали танцы под музыку 1950-х, но большинство сменило кожу на синтетику и смешалось с обитателями провинциальной глубинки. Сейчас музыкальные группы из Нью Джерси, играющие рокабилли, в некоторой степени возродили моду на гризеров.

В 1950-е и 1960-е гризерами становились, в основном, выходцы из стран  Европы - испанцы, ирландцы, итальянцы. Начиная с 1965 г., после изменения американского миграционного законодательства, рабочий класс стал пополняться, в основном, за счет выходцев из стран Третьего мира, коренного населения США, а также бегущих из района Аппалачских гор в крупные города шахтеров. В 1990-е гг., к примеру, можно было встретить банды гризеров, целиком состоящие из индейцев.

С 1950-х по 1980-е гг. бриолинщики противопоставляли себя культуре хиппи и аналогичным движениям. Последние были известны своими вечеринками, гризеры же - ремонтом старых мощных машин, ночными гонками, любовью к мотоциклам и бандам. В большинстве же известных нам произведений массовой культуры, гризерам противостоят "приличные" мальчики и девочки из благополучных семей. Именно такая девочка, по сюжету большинства фильмов, и влюбляется в одного из бриолинщиков, провоцируя конфликт между двумя группами молодежи.

Как многие другие послевоенные субкультуры, гризеры были во многом социальным феноменом, тесно связанным с общественным и финансовым положением рабочего класса, а также воспитанием. Бриолинщики были выходцами из семей рабочих, часто имели только одного родителя, посещали публичные школы, имели недостаток воспитания и внимания со стороны взрослых, что толкало подростков к объединению.  Естественное стремление молодых людей, наделенных с детства ограниченным набором возможностей, добиться более высокого положения, нередко выливалось в преступную активность, чаще всего воровство. Хотя это касалось только некоторых гризеров, отдельные случаи создали в обществе негативный образ данной субкультуры. К таким молодым людям стали относиться, как к "проблемным", давая им стимул еще больше сплачиваться внутри своих "банд", все сильнее противопоставляя свою культуру принятым в обществе нормам.

В 1990-е гг. наблюдался всплеск интереса к культуре гризеров и музыке рокабилли, в настоящее же время она продолжает существовать, но в значительно видоизмененных формах. Рок-н-ролл и рокабилли перестали быть популярными жанрами, интерес к ним переместился за пределы США - в Японию и Германию, где они были тесно связаны с полукарикатурным изображением "настоящего" американца. В США, Европе, Австралии, в Японии  и даже в России и сейчас существуют небольшие группы называющих себя "бриолинщиками" или "рокабиллами", но их принадлежность к данной субкультуре практически полностью сводится к внешней атрибутике - одежде, прическе, увлечении старыми автомобилями и мотоциклами.  По мнению исследователей современной культуры, спад популярности движения был обусловлен именно его зацикленностью на внешнем виде. Гризер всегда должен быть ухожен - с прекрасно уложенными волосами, в тщательно подобранной одежде и рядом с отполированным до блеска автомобилем, современная молодежь же ищет в субкультурах избавление от условностей, поэтому склонна выбирать движения, для которых характерно отсутствие внимания к внешнему виду, аккуратности и хорошим манерам.

Бриолинщики оказали значительное влияние на массовую культуру. В первую очередь, рок-н-ролл и рокабилли легли в основу множества современных музыкальных стилей. О бриолинщиках, начиная с 1950-х гг. и вплоть до наших дней, писались книги и снимались фильмы. Наиболее достоверными из них обычно считают "Дикарь" (1953) с М. Брандо, "Бунтарь без идеала" (1955) с Дж. Дином  и "Изгои" (1983) с П. Суэйзи и Т. Крузом. Основная же масса произведений дает нам гиперболизированное изображение бриолинщика, самые явные примеры - фильмы "Бриолин" (1978) с Дж. Траволта и "Плакса" (1990) с Дж. Деппом в главной роли. В этих фильмах гризер предстает как половозрелый красавец с рабочим прошлым, звезда старшей школы, которому обычно противостоят мальчики из обеспеченных семей, и в которого непременно влюбляется одна из "приличных" девочек, ставя его перед выбором между своей бандой и любимой. У такого героя всегда есть и слабая сторона - он или пишет стихи, или поет и танцует, или рассыпается в сопровождаемых слезами сентиментальных тирадах. Но главное в бриолинщике - его отношение к общественным нормам, которые он презирает, и непоколебимая уверенность в себе.

Если подвести итог, гризеры были субкультурой, оказавшей значительное влияние на последующее развитие молодежных движений в США и в мире в целом. Тот факт, что в наши дни это движение не пользуется особой популярностью, свидетельствует о том, что бриолинщики были порождением послевоенной эпохи, тесно связанным с классовой структурой общества того времени. Субкультура изжила себя, но образ элегантного бунтаря, одновременно мужественного и чувствительного, созданный ее представителями, продолжает волновать умы и по сей день.

 

Библиография:

  1. Marcus, Daniel. «Happy Days and Wonder Years: The Fifties and the Sixties in Contemporary Cultural Politics» // New Brunswick, New Jersey: Rutgers University Press, 2004. 12
  2. Cohen, P. «Subcultural conflict & working class community» // Gelder, K., (Ed) 2nd edition (2005) The subcultures reader, London: Routledge, 1972.
  3. Urban Dictionary // <http://www.urbandictionary.com/define.php?term=greaser
  4. Harris, Venessa «1950s Rebellion, the Greasers and Teddy Boys» // <http://www.vandoak.com/2012/09/17/fashion/1950s-rebellion-the-greasers-and-teddy-boys/>
  5. James Gilbert, «Juvenile Delinquency Films, A Cycle of Outrage: America's Reaction to the Juvenile Delinquent in the 1950s» // New York: Oxford University Press, 1986. 192.
  6. Felson, R. B., Liska, A. E., South, S. J., & McNulty, T. L.. «The subculture of violence and delinquency: Individual vs. school context effects» // Social Forces, 73(1), 1994. 155-73.
  7. Fitzgerald, Helena «Why Hasn't Rockabilly Come Back Around?» // <http://www.vice.com/read/why-hasnt-rockabilly-come-back-around>
  8. Stone Greasers // <http://www.stonegreasers.com/greaser/>
  9. Slang of the 1950s // <http://www.citrus.k12.fl.us/staffdev/social%20studies/pdf/slang%20of%20the%201950s.pdf>