На главную страницу


Дарья Правдюк

Холодная война давно осталась в прошлом, но ее "наследие" в виде пагубной привычки критиковать друг друга по поводу и без повода усложняет отношения США и России и по сей день. Напряжение особенно возрастает, когда осуждению подвергается внутренняя политика одной из сторон - это расценивается как вмешательство в ее сугубо внутренние дела и провоцирует соответствующую реакцию. Одним из самых громких недавних поводов к взаимным нападкам России и США стало дело Сергея Магнитского, которое привлекло внимание мировой общественности еще в 2010 году, когда в своем докладе о нем упомянула Хиллари Клинтон как пример вопиющего нарушения прав человека. Этот инцидент не прошел бесследно для русско-американских отношений - в декабре этого года после длительных споров и доработок Конгрессом США был принят закон о так называемом "списке Магнитского". Чтобы разобраться, что это за список и почему Россия так болезненно на него отреагировала, следует начать с обстоятельств этого скандально известного дела.

 

Сергей Магнитский

24 ноября 2008 года управляющий партнер аудиторской компании Firestone Duncan, налоговый и юридический консультант инвестиционного фонда Hermitage Capital Management Сергей Магнитский был задержан оперативной службой управления по налоговым преступлениям ГУВД Москвы. Ему было предъявлено обвинение в соучастии в уклонении от уплаты налогов с организации в рамках уголовного дела, заведенного на фонд Hermitage - крупнейшего на российском рынке британского инвестиционного фонда. Согласно обвинению, в результате разработанной Магнитским незаконной схемы сокрытия доходов фонда от налогов, бюджет России недополучил более 4 миллиардов (!) рублей. Уже 26 ноября - с чрезвычайной, для обвиняемого в экономическом преступлении, поспешностью - он был арестован и посажен в СИЗО №2 ("Бутырка"). Там, а затем в "Матросской тишине", он провел чуть меньше года, а 16 ноября 2009 года стало известно, что Магнитский скоропостижно скончался в СИЗО, по словам генпрокуратуры, от сердечно-сосудистой недостаточности. Однако адвокаты юриста заявили, что за время содержания в СИЗО их подзащитный написал более 100 обращений и жалоб на плохое содержание, неоказание медпомощи и угрозу жизни и здоровью; после медицинского обследования в больнице следственного изолятора ему был поставлен диагноз "калькулёзный холецистит" (камни в желчном пузыре), но в предоставлении адекватной медицинской помощи ему было отказано. Более того, в первичных результатах посмертного судебно-медицинского обследования кроме токсического шока и острой сердечной недостаточности, была указана закрытая черепно-мозговая травма, упоминание о которой почему-то не вошло в отчет генпрокуратуры о смерти Сергея Магнитского.

Со временем, по мере появления новых фактов, начала вырисовываться альтернативная версия событий. Представители Hermitage Capital Management заявили, что Магнитский защищал интересы фонда, когда тот стал жертвой крупнейшей финансовой аферы с участием высокопоставленных чиновников и силовиков. В результате своего расследования Магнитский обвинил ряд офицеров МВД, сотрудников прокуратуры и налоговых органов в хищении средств бюджета, измерявшемся миллиардами рублей. Вскоре после этого он был задержан, причем арест был инициирован той же группой сотрудников МВД, о чем впоследствии Магнитский не раз упоминал в своих многочисленных безответных жалобах. Коллеги юриста предполагают, что от него добивались отказа от его показаний против названных им лиц, и именно методы "убеждения" стали причиной смерти Магнитского.

Кроме волны увольнений чиновников, связанных с "делом Магнитского", этот трагический случай вызвал большой общественный резонанс сначала среди правозащитников России, а потом и во всем мире. 28 декабря 2009 года Общественная комиссия по контролю за обеспечением прав заключенных представила доклад, в котором следователь Сильченко, судья Тверского суда Москвы Елена Сташина, начальник СИЗО "Матросская Тишина" Иван Прокопенко, медработники СИЗО "Бутырка" Лариса Литвинова и Дмитрий Кратов и "органы прокуратуры" обвинялись в "создании бесчеловечных условий содержания Магнитского". 11 марта 2010 года госсекретарь США Хиллари Клинтон в своем докладе о соблюдении и нарушении прав человека в мире упомянула имена сотрудников органов МВД Артёма Кузнецова и Павла Карпова, которых Магнитский обвинил в расхищении средств бюджета, а также следователя прокуратуры Сильченко.

В октябре 2010 года в Конгресс США сенатором Бенджамином Кардином на рассмотрение был внесен законопроект, предусматривающий запрет на въезд в страну и введение экономических санкций в отношении нескольких десятков российских чиновников, имевших отношение к делу юриста. Этот законопроект получил название "список Магнитского" и, в случае его одобрения Конгрессом, должен был вступить в силу с 2011 года. Российский МИД в ответ заявил, что подобный шаг "выходит за рамки элементарных норм приличия" и может отрицательно сказаться на отношения России и США. Но, несмотря на подобную жесткую реакцию, в апреле 2011 года список лиц, в отношении которых Штаты собирались ввести санкции, был не только не расформирован, но и расширен.

Европарламент тоже не мог оставаться безучастным к делу Сергея Магнитского. В декабре 2010 года его депутаты одобрили рекомендацию странам-членам ЕС применить экономические санкции (заморозить активы) к 60 российским чиновникам, прямо или косвенно причастным к смерти юриста. А с июля 2011 года в США негласно начали действовать некоторые визовые санкции, направленные против лиц из списка Магнитского, причем Госдепартамент отказался назвать имена людей, которым отказано в визах. По сведениям Washington Post, в "черный список" миграционной службы внесены все те же 60 фамилий.

В ноябре 2011 года МИД России заявил о введении аналогичного списка ряда чиновников США. Официальный представитель МИДа Александр Лукашевич уточнил, что в первичный список войдут люди, связанные с работой специальных тюрем ЦРУ, в частности на военной базе в Гуантанамо, за "фактическую легализацию пыток, бессрочного и бессудебного содержания заключенных". Также предполагалось расширение списка за счет американских чиновников, причастных к нарушению прав граждан РФ, к преступлениям против россиян или к их необоснованному судебному преследованию. Законопроект получил неофициальное название "список Димы Яковлева", в память о двухлетнем мальчике, погибшем в Вирджинии по неосторожности своего приемного отца-американца. Тем самым российская сторона хотела указать Америке на нарушения прав человека на ее собственной территории, с которыми она в первую очередь должна бороться.

Тем не менее, летом 2012 года законопроект об "акте Магнитского" был не только одобрен комитетом по международным делам Палаты представителей США, но и объединен с долгожданной для России отменой поправки Джексона-Вэника. Таким образом США добавили "ложку дегтя" в нормализацию экономических отношений двух стран, недвусмысленно дав России понять, что торговое партнерство отнюдь не сгладит существующие между державами противоречия. 16 ноября за сдвоенный закон проголосовала Палата представителей, а 7 декабря - Сенат.  Российская сторона, разумеется, выступила с резкой критикой этого решения и обещала ускорить разработку "ответного списка". Кроме самого перечня лиц и санкций, американскими сенаторами были разработан порядок последующего формирования этого списка - помещение новых имен будет осуществляться госсекретарем или министром финансов, причем общественность и СМИ не смогут проследить этот процесс, так как Госдепом США было принято решение не предавать огласке фамилии из списка. Зачем это нужно Соединенным Штатам? За дымовой завесой борьбы с российской коррупцией и чиновничьим произволом просматривается желание США иметь дополнительные рычаги давления на Россию и стремление компенсировать сделанные отменой поправки Джексона-Вэника уступки.

Насколько правомерными можно считать действия американских властей? Если вспомнить другие их методы борьбы с недостаточным уровнем развития демократии в других странах, то следует признать, что ситуация сложилась не самая критическая. Конечно, США пошли на беспрецедентный и крайне недружелюбный по отношению к России шаг, но если закрыть глаза на тот унизительный факт, что Штаты пытаются "воспитывать" нас подобными мерами, то в целом "список Магнитского" может навредить только крайне ограниченному кругу лиц, которые вряд ли вызовут этим сочувствие у основной массы населения. И, возможно, заморозка заграничных активов - это единственное, что может сдержать произвол высокопоставленных чиновников в нашей стране, так что пока расширение списка Магнитского не выйдет из разумных пределов, его влияние на российскую внутреннюю политику будет скорее положительным, чем отрицательным, чего нельзя сказать об отношениях России с государствами, поддержавшими этот список.




Источники:

 

  1. РИА Новости: Дело Сергея Магнитского//http://ria.ru/spravka/20121116/910739453.html
  2. О.Шкуренко «Список раздора», Огонёк  №47 26.11.2012//http://www.kommersant.ru/doc/2070572?isSearch=True
  3. РИА Новости: Вместо Джексона-Вэника - "список Магнитского". Кому это выгодно?//http://ria.ru/analytics/20121116/911028175.html
  4. BBC: Москва потребует объяснений по списку Магнитского//http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2012/09/120902_uk_magnitsky_watchlist.shtml
  5. Российская газета: Сенат США проголосовал за отмену поправки Джексона-Вэника//http://www.rg.ru/2012/12/07/popravka.html
  6. Кого включили в список Магнитского?//http://www.s-pravdoy.ru/library2/sit-korrupcia/10384-magnitsky-list.html