На главную страницу


Евгения Труфанова

 

Она смотрит на тебя спокойно и выжидающе. В складках её старого лица – память колониста о перенесённых невзгодах и трудностях. Плотно сжатые губы, вздёрнутые брови, скромный наряд выдают в ней суровость характера и глубоко осознанное чувство собственного достоинства. Она теперь не человек вовсе – образ-символ, несущий в себе строгость и мягкость, страхи и радости, твёрдость и сомнения американского народа. И сейчас, и прежде Анна Поллард – именно так зовут даму на портрете – раскрывает  своеобразие американской женщины колониальных времён. Этот портрет, как и другие ранние портреты американских художников, свидетельствует о возникновении образа американца – человека исключительной судьбы и особого нрава, создателя нового государства.

Anne Pollard, 1721, Anonymous

Anne Pollard, 1721, Anonymous

То, как народ смотрит на себя, то, с чем себя ассоциирует и какое место отводит себе в рамках всего мирового сообщества, во многом определяет направление развития государства и качество жизни людей в нём. Американцу не понадобилось много времени, чтобы это осознать: задолго до получения независимости от страны-колонизатора он начал создавать изображение человека, которым каждый житель колоний, безусловно, гордился бы и понимал его как никто другой.

Портрет-символ возник вследствие развития другого жанра живописи – социального портрета, основной задачей которого, с одной стороны, было поддержание статуса того или иного человека в обществе. Такой портрет должен был демонстрировать значимость личности, материальный достаток и, по возможности, степень влиятельности. С другой стороны, на ранних этапах развития колоний, когда внутренние национальные связи были не так сильны, а на первый план выходили отдельные семейные группы, портрет был способом передачи образов предков следующим поколениям, ведь портрет — не что иное, как гарант вечного существования изображённого в мире, где его когда-то не станет. Человек цепляется за любую возможность жить, пусть и в виде сочетания масляных красок на холсте. Так, герой повести Н. В. Гоголя «Портрет» старый ростовщик, чей облик поражал своей таинственностью и выразительностью всех, кто имел с процентщиком дело, перед смертью пытался заполучить свой портрет из-под кисти молодого таланта: «Он бросился к нему в ноги и молил кончить портрет, говоря, что от сего зависит судьба его и существование в мире, что уже он тронул своею кистью его живые черты, что если он передаст их верно, жизнь его сверхъестественною силою удержится в портрете, что он чрез то не умрёт совершенно, что ему нужно присутствовать в мире». Для американца это давало возможность своим примером вдохновлять потомков на плодотворную деятельность.

Годы шли, и жители колоний начали чувствовать в себе силы к самостоятельному существованию, к борьбе за собственную независимость. Их объединяло отчуждение от страны, где они не нашли для себя места по социальным и религиозным причинам. Каждый из них был носителем новых идей, совершенно другого образа мыслей и мировосприятия. Так появился американец.

Создавая ранние портреты-символы американского человека, живописцы, безусловно, ориентировались на европейский рисунок, поскольку других образцов они не знали. Но, в то же время, изображаемый ими человек не имел аналогов: в выражении лица, одежде, позе чувствовалась новизна и исключительность. Кроме того, американские портретисты отказывались от традиционного в Европе комплекса изображений — череп, часы, догорающая свеча, музыкальные инструменты: он отвечал за мотив бренности бытия, а для американца, чей образ действий целиком был направлен на долгое и прочное будущее, эта тема была не актуальна. Вместо этого художники вводят собственные символы, которые впоследствии будут встречаться на десятках портретов: красная роза, птицы, корабль, окно, букет гвоздик. Так, роза часто изображалась на женских портретах и символизировала юность, непродолжительность красоты, гордость; в мужских портретах – необходимость думать о будущем. Стоит сказать, что в 1986 красная роза была выбрана Конгрессом в качестве цветка-символа Соединённых Штатов Америки.

 

Catherine Broeck, 1719, Nehemiah Partridge    Young lady with a rose, 1732, Pieter Vanderlyn

Ещё один часто встречающийся образ – птица, сидящая на руке или груди изображаемого: «я сдержу обещание и честь», «нужно сберечь свою любовь, но сделать это трудно».

James Badger, 1760, Joseph Badger         David and Phila Franks, 1733, Gerardus Duyckinck

Mary Boylston, 1766, John Singleton Copley

Букет гвоздик, в свою очередь, означает счастье и благополучие в семейной жизни. Но, вместе с тем, - страдание от любви.

Young lady with a fan, 1737, Pieter Vanderlyn

Мне кажется, портрет сыграл немалую роль в становлении американского национального самосознания: именно благодаря изображению нового человека, американца, жители колоний смогли взглянуть на себя со стороны и понять, кем они являются и чем отличаются от других наций – портрет для этого достаточно красноречив. Для сравнения стоит взглянуть на британские портреты того периода: они отличаются не только стилем написания – на них мы видим совсем другого персонажа, человека другой национальности.

Anne Newport, 1720, John Smith (Британия)

Catherine Clemens, 1788, Thomas Gainsborough (Британия)

Georgiana Spencer, 1762, Thomas Gainsborough (Британия)

Литература:

  1. Юрьева Т. С. Портрет в американской культуре XVIII века. Спб.: Бельведер. 2001. 152 с.
  2. Гоголь Н. В. Портрет // Гоголь Н. В. Повести. / Комментарий Воропаева В. А. М.: Советская Россия. 1986. С. 227-276.
  3. Власов В. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства в 10 т. М.: Азбука-классика. 2005.
  4. http://prousa.ru/us_rose

Изображения:

  1. http://people.bethel.edu/~rooway/American%20Art%20History/early%20colonial%20painting/index.html
  2. http://bjws.blogspot.ru/2010/11/birds-in-18th-century-paintings-gardens.html
  3. http://www.metmuseum.org/collections/search-the-collections?&deptids=2&when=A.D.+1600-1800&pg=1