На главную страницу


Мария Иванова

Индейские племена, обитавшие на юго-восточном побережье США, в 1830-е гг. ощутили на себе всю силу государственной машины.  Коренные жители Северной Америки, с их уникальной историей,  обычаями и образом жизни, пытались сосуществовать с переселенцами из Европы, но удавалось это не так легко.

В XIX веке возникает так называемый «Индейский вопрос» (Indian question) – занимаемые индейскими племенами земли юго-восточного побережья (нынешние штаты Южная, Северная Каролина,  Джорджия и Флорида),  начали привлекать фермеров и промышленников.  Эти территории оказались своего рода лакомым кусочком: в придачу ко всему, здесь было обнаружено золото.  Индейские племена в сознании американцев представлялись беспомощными и плохо развитыми народами, возможно даже дикими, так как не были ещё забыты конфликты колониальной эпохи и первых лет независимости.

Поэтому размышления по поводу этой проблемы были направлены на то, как безопасно «отодвинуть»  племена с Восточного побережья на Запад, не нарушив мира и не показавшись жестокими завоевателями. Действительно, насильственное переселение являло бы собой жестокий способ, который бы придал ненужный оттенок репутации правительства.  Известно, что, в конце концов, такой способ и был избран, но при это государство нашло способ оправдать свои действия.

Политика разделения (Policy of Separation), которую избрал для дальнейших действий президент Эндрю Джексон, вызвала немало разногласий и разделила общество на две группы: Градуалистов и Ремувалистов (Gradualists and Removalists). Сами названия этих движений говорят сами за себя.

«Gradual» переводится как «постепенный, последовательный», и догадаться о позиции сторонников этого движения несложно. Они выступали за мирное сосуществование с индейцами, но при этом не собирались оставлять их в покое. Своей целью они считали полную трансформацию индейского общества, своего рода подготовку к вступлению в «общество белых» (white society), которая включала в себя, во-первых, переход от охоты к фермерству, что способствовало бы формированию оседлого образа жизни. Племена бы заняли свое четкое место и уже не имели возможности перемещаться и таким образом занимать какие-либо новые земли.  Во-вторых, это устранение племенного строя и понятия общественной собственности. То есть полная смена жизненного уклада и переход на другой уровень - на уровень обычных граждан, фермеров. Эта задача цивилизовать и ассимилировать независимые и сильные индейские племена, буквально стереть всю их культуру, не перестает казаться утопичной.

«Remove», т.е. «перемещать», глагол, также дающий  полное представление о позиции ремувалистов. Они совершенно не верили не то что в желание, но даже в способность индейцев цивилизоваться.  Считалось, что эти попытки окажутся тщетными и ни к чему не приведут. Но не стоит рассматривать эту позицию однозначно негативно. Как полагал Эндрю Джексон, который был ее приверженцем,в «ремувализме» заключался всего лишь здравый смысл, а не злоба или жестокое отношение и нелюбовь к индейским племенам. Он не называл их дикарями, но и не считал, что они готовы вступить в современное общество белых граждан США. Подписывая Закон о выселении индейцев, (the Indian Removal bill) 28 мая 1830 года, Президент видел себя защитником и другом, помогающим несчастным племенам заранее защититься от возможных нападок белых американцев на их территории. Этот акт называли «Актом кажущейся жестокости» («Act of seeming violence») или же «Актом большой благотворительности (человеколюбия)» («Act of enlarged philanthropy»).

Казалось бы, позиция градуалистов выглядела более гуманной, но, с другой стороны, можно утверждать, что переселение оказалось для индейцев лучшим исходом, по сравнению с полным и вряд ли добровольным изменением обычаев и традиций, отказом от привычного строя и переходом к совершенно новому укладу. А если задаться вопросом о самой возможности такого резкого изменения, да ещё и в обществе, которое этого не желало, можно убедиться в том, что на реализацию этой идеи у градуалистов не было никаких шансов.

На тот момент существовало такое понятие, как Пять цивилизованных племен – наиболее крупные поселения индейцев, которым удавалось поддерживать мирное сосуществование с колонистами и которые, по мнению последних, были наиболее развиты.  По установленному закону 1830 г. все они должны были покинуть своё настоящее место обитания и переселиться на запад от реки Миссисипи, в созданные для них Индейские территории. С этого момента начался болезненный процесс, который позже будут вспоминать с сожалением и стыдом.

Одно из этих племен, Чероки, о которых хотелось бы поговорить поподробнее, не согласились подчиняться новому закону и обратились в Верховный Суд, борясь за свое право на землю в штате Джорджия. Это знаменитое судебное дело «Cherokee Nation v. the State of Georgia» (1831) оставило свой отпечаток в истории и показало, что эти «неспособные цивилизоваться» индейцы обладают собственной сильной позицией, которую готовы продемонстрировать общественности и не просто с помощью громких возгласов и военных конфликтов, а путем обращения в суд. Прийти к этому решению  отсталым и необразованным людям было бы довольно сложно.

Председатель Верховного Суда Джон Маршалл постановил, что Индейская нация является независимой и поставил её под защиту от действий штата, которые подвергали её суверенитет опасности. Эндрю Джексон, действующий президент, проигнорировал это судебное решение и не собирался останавливать действие своей разрушительной Политики разделения.  В 1835 году было подписано соглашение о переселении (Removal treaty) уже со стороны Чероков. Но это было сделано «наверху», и большинство племени все также отказывались покидать свои родные земли.

 

Тогда последовал приказ уже нового президента Мартина Ван Бюрена о военном вмешательстве и начале насильственного переселения Чероков. Миграция Чероков началась в октябре 1838 года – последнее из Пяти цивилизованных племен вступило на путь Дороги слёз, которая унесла тысячи жизней индейцев в связи с недостатком провизии, тяжелыми условиями перемещения, засухой и болезнями.

 

Источники:

  1. Farewell, My Nation. The American Indian and the United States in the 19th Century / Philip Weeks. – 2nd ed. 2001. 266 P.
  2. http://en.wikipedia.org/wiki/Cherokee#Contemporary_settlement
  3. http://en.wikipedia.org/wiki/Trail_of_Tears (Дата обращения - 21.11.12)