На главную страницу


Тематический каталог Меню Связаться с администратором сайта
0
0
0
s2sdefault
powered by social2s

Еще в доктрине Монро,  провозглашенной в 1823 году, содержалось утверждение о том, что  континент Южная Америка – это сфера влияния сугубо США. В XX веке, в с связи со сменой системы международных отношений и ситуации на мировой арене в целом, США потребовался новый рычаг для воздействия на страны Латинской Америки.

Главный страхом для США в ХХ веке стал коммунизм. После завершения Второй мировой войны идеология коммунизма захлестнула мир, и страны Латинской Америки не являлись исключением. Тогда США затевают создание новой региональной организации, которая формально бы определяла себя как союз для поддержания мира и безопасности, а на деле, максимально приблизила бы США к потенциальным источникам  «конфликтов».

Так, в конце апреля 1948 года в столице Колумбии - Боготе на 9-й Межамериканской конференции были подписаны документы о создании Организации американских государств (ОАГ), замышлявшейся Вашингтоном как инструмент «холодной войны» для борьбы с «коммунистическим проникновением» в страны Западного полушария. Формально ОАГ провозглашали: поддержание «мира и безопасности» на континенте, урегулирование споров между государствами-членами мирным путём; организацию совместных действий против агрессии; разрешение общими усилиями государств-членов политических, юридических и экономических проблем, стоящих перед американскими государствами.

Используя средства экономического и политического давления на латиноамериканские страны, США неоднократно навязывали ОАГ решения в целях укрепления своих позиций в Латинской Америке. Ярким примером такого давления с уверенностью можно назвать исключение социалистической Кубы из состава ОАГ в январе 1962 года на 8-м консультативном совещании министров иностранных дел. На этом же совещании был создан Специальный консультативный комитет по обеспечению безопасности, деятельность которого направлена против международного коммунистического движения. В 1964 ОАГ приняла решение о разрыве странами-членами организации дипломатических и торговых отношений с Кубой. Однако ряду стран это было вовсе не выгодно.  Например, Мексика сохранила свои отношения с Кубой, вопреки решению ОАГ, а в дальнейшем,  ряд других латиноамериканских стран, несмотря на давление США, также восстановил с ней отношения. С помощью ОАГ Вашингтон пытался проводить политику изоляции не только Кубы. Эта политика применялась против сандинистов в Никарагуа, правительства Омара Торрихоса в Панаме.

Начало 70-х гг. проходило в обстановке общей разрядки международной напряжённости в латиноамериканских странах, где усилилось стремление к проведению независимого внешнеполитического курса. На сессиях Генеральной ассамблеи ОАГ политику США в Латинской Америке стали жестко критиковать; многих волновал вопрос восстановления членства Кубы в ОАГ, отмена санкций против Кубы (май 1972, ноябрь 1974). Некоторые латиноамериканские страны открыто обвиняли США за их дискриминационную политику в отношении Латинской Америки. На 3-й сессии Генеральной ассамблеи ОАГ (4—14 апреля 1973) многие представители латиноамериканских стран выступили с предложениями о реорганизации ОАГ, с тем, чтобы строить межамериканские отношения на основе «идеологического плюрализма», т. е. признания за всеми латиноамериканскими государствами права участвовать в межамериканской системе, независимо от существующего в них политического строя. На этой сессии была одобрена резолюция о создании Специальной комиссии из представителей всех стран-членов ОАГ для изучения межамериканской системы и выработки мер по её структурной перестройке.

Конечно, такой поворот отношений в организации заставил США пересмотреть свою политику, однако весьма однобоко.  Новый курс определялся как «Союз ради прогресса», своеобразная программа «помощи» странам Лат. Америки, заявленная президентом США Дж. Кеннеди в марте 1961 г. На сессии Экономического и социального совета организации американских государств в августе 1961 г. программа была одобрена. Она, в первую очередь, предусматривала предоставление странам Лат. Америки в течение 10 лет (1961—71) 2 млрд. долл. ежегодно. Таким образом, усилилась  зависимость Лат. Америки от США и роль последних в противодействии революционным переменам в этом регионе. Предоставление помощи обусловливалось обязательством латиноамериканских государств  стимулировать частные инвестиции и гарантировать от национализации уже вложенные в этих странах капиталы североамериканских монополий, а также обязательным контролем со стороны правительства США за использованием ассигнованных сумм. К концу 60-х гг. стало понятно, что программа «Союза ради прогресса» неэффективна. Рост доходов на душу населения в странах Латинской Америки за период с 1960 по 1969 составил всего 1,7%; возрос внешний долг стран Латинской Америки. Доля Латинской Америки на рынке США снизилась с 21% в 1960 до 13% в 1970. Более того, в ряде стран начали проводиться важные социально-экономические реформы, что нарушало планы США в их империалистической политике. Таким образом, к началу 70-х гг. правительство США по существу отказалось от «Союза ради прогресса».

Все эти события, особенно ситуация с Кубой, определили возникновение в Латинской Америке идеи «альтернативной ОАГ без США» . Ведь даже в новейшее время США продолжает оказывать давление на ОАГ и проявлять политику изоляции  в отношении «популистских» режимов Эквадора, Боливии и, особенно, Венесуэлы. Одержимость, с которой Империя борется с «врагами» по всему миру, всё больше оборачивается против неё. Поэтому перспектива создания CELAC (Сообщества государств Латинской Америки и Карибского бассейна) –  «альтернативной Организации американских государств без США» видится вполне привлекательной и может даже привести к изоляции на континенте самих Соединённых Штатов.

 

Можно вспомнить огромное количество русских пословиц относительно той ситуации, в которую вот-вот может попасть США. Стремясь проводить свою политику путем чрезмерного давления на другие страны в условиях нынешнего нестабильного мира, они способны поставить себя в неловкое положение, и остаться не у дел в организации, представляющей интересы стратегически важного для Штатов региона.

Источники:

  1. http://www.oas.org/en/default.asp
  2. http://www.usinfo.ru/c4.files/doktrinamonro.htm
  3. http://www.newsland.ru/news/detail/id/473712/

Изображения:

  1. http://www.examiner.com/article/president-scar-arias-mediation-role-endorsed-by-organization-of-american-states
  2. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D0%95%D0%9B%D0%90%D0%9A&img_url=fr.rian.ru%2Fimages%2F19269%2F97%2F192699743.jpg&pos=0&rpt=simage
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Оценка 0.00 (0 Голосов)

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить