На главную страницу


Екатерина Жукова

 

 

15 октября 2012 года многие из нас, зайдя на сайт поисковой системы Google, были поражены его необычным праздничным логотипом. На картинке был изображен мальчик в пижаме; при нажатии клавиши мыши он спрыгивал с кровати и погружался в удивительный  и необъяснимый мир – мир сновидений. Логотип был посвящен 107-летней годовщине со дня первой публикации комикса Уинзора Маккея «Маленький Немо в стране снов».

Уинзор Маккей – пионер американской мультипликации. Несмотря на то, что он не был первым, кто пробовал оживить изображение (изобретателем мультфильмов считают французского художника и фотографа Эмиля Рено), его вклад в развитие анимации неоценим. Маккей добился художественных и технических вершин, которые позволили назвать мультипликацию искусством. Именно он заложил основу всей американской анимации.

uinzor

Маккей родился в Канаде в небогатой семье. Точное место и время его рождения неизвестны. В 1889 году он переезжает в штат Огайо, город Цинцинатти, где устраивается в местную газету художником; до этого Маккей работал маляром и рисовал плакаты.

Работа в газете принесла ему успех. Яркая манера его рисунков всегда находила поклонников.  Маккей рисовал карикатуры и иллюстрации, однако настоящая слава пришла к нему как к создателю комиксов. В течении следующих семи лет Уинзор Маккей нарисовал множество комиксов, в том числе «Голодная Генриетта», «Сны любителей гренок», и, разумеется «Маленький Немо в стране снов».

Публикация «Маленького Немо» началась в 1905 году в нью-йоркской газете «New York Herald» и продолжалась до 1911 года, а с 1911 по 1927 годы комикс появлялся на страницах «New York Journal-American» под названием «В стране чудесных снов». Эту работу Маккея называют вершиной искусства комикса первого десятилетия XX века, а также «прекрасным и новаторским комиксом, изменившим судьбу жанра». «Маленький Немо», нарисованный в стиле Модерн с его живыми, непостоянными формами и ритмами, повествует о фантастических путешествиях мальчика, в которых тот оказывается, стоит ему уснуть. И, проделав длинный и удивительный путь, герой каждый раз просыпается в своей постели.

 

 

«Я верю, что есть особенно чувствительные люди, которым доступны измерения, находящиеся за пределами восприятия большинства. Я не отношусь к этим избранным, хотя в детстве переживал необычные ощущения и фантазии. Вечерами, перед сном, я мог в своем сознании перевернуть спальню, сделав пол потолком, что проделывал в комиксе Маленький Немо, и это было настолько убедительно, что я крепко держался за матрас, боясь свалиться с потолка. Мог заставить комнату кружиться, словно дом подхвачен вихрем. Я боялся, что когда-нибудь мне не удастся вернуться в обычное состояние, но даже это меня не останавливало, так хотелось опять пережить эти волнующие моменты» - так об этом комиксе вспоминал Федерико Феллини.

Приблизительно в 1907 году Маккей начал работу над анимационным фильмом «Маленький Немо в стране снов». Для этого он нарисовал 4000 (!) детально проработанных картинок, потратив на это 4 года. Фильм получился полу анимационный, полу документальный, рассказывающий о том, как автор создает мультфильм. От известного комикса в нем только детали – герои: вытягивающиеся, видоизменяющиеся, движущиеся. Маккей  в фильме сумел показать, какой невероятный труд требовался для создания мультфильма.

 

 

В 1990-х годах японская и американская компании создали полнометражный мультфильм по мотивам комикса. Однако он совершенно не отразил ни мистической природы, ни эстетики оригинала. Диснеевские стандарты вытеснили настоящее искусство, намного упростив рисунок.

Помимо экранизации «Маленького Немо», Уинзор Маккей создал еще несколько мультфильмов. Самым известным из них стал «Диназавр Герти», в котором главной героиней является обаятельная динозавриха. Созданию мультфильма предшествует интересная история. В 1912 году группа карикатуристов посетила Американский музей естественной истории. Стоя напротив скелета динозавра, два графика (Макманус и Маккей) заключили пари, по которому последний обещал «оживить бронтозавра». Через несколько месяцев он уже был победителем спора.

Как многие свои мультфильмы Маккей использовал «Динозавра Герти» в эстрадных выступлениях. Прославившийся еще и умением быстро рисовать, он устраивал необычные шоу, в которых, находясь на сцене, моментально рисовал то, что просит публика. Герти стала звездой – во время представлений Маккей сидел рядом с экраном, на котором транслировался мультфильм. По ходу действия автор то разговаривал с динозаврихой, то просил ее потанцевать…а она забавно исполняла все команды. Номер имел  оглушительный успех.

 

 

Последние мультфильмы Маккея, такие как «Кентавры» или «Гибель Лузитании», отличались особенным натурализмом и тоже были весьма популярны. В целом, анимация Маккея требовала слишком много времени и сил, а качество его рисунков установило слишком высокую планку для того, чтобы вдохновить других художников.

 

 

Маккей перестал выпускать мультфильмы в 1921 году, а умер в 1934. За эти тринадцать лет его вклад в искусство мультипликации был практически забыт. Только в 1960-х годах о нем заново вспомнили как о выдающемся художнике. В 1966 году в Нью-йоркском Музее Метрополитен Уинзору Маккею была посвящена выставка.

Своими работами художник оказал сильное влияние на развитие мировой анимации, возможно даже большее чем Уолт Дисней и братья Флейшеры. Однако сегодня, к сожалению, не многие, знают его имя. Но случайно встреченные его изображения до сих пор поражают воображение.


Список использованных материалов:

  1. http://www.inoekino.ru/author.php?id=8618
  2. http://borinets.com/winsor-mccay/
  3. http://www.filmreference.com/Writers-and-Production-Artists-Lo-Me/McCay-Winsor.html
  4. http://www.peremeny.ru/blog/3956