На главную страницу


Юлия Михайлова

 

Be careful what you pretend to be
because YOU ARE what you pretend to be.

Kurt Vonnegut

 

Посмотрите вокруг – мы полностью растворились в мире технологий, машин, науки…. В этом пространстве нет места для внутренних переживаний, чувств, искренних отношений – абсолютное отдаление от общечеловеческих ценностей…. Конечно, ведь на такую чушь просто не хватает времени!  Ускоряющийся научно-технический прогресс диктует новые правила жизни. Двадцатый век разрывают сенсационные открытия в области генетики, химии, физики, астрономии. Кажется, наконец, человек достиг желаемого: возможность подчинить себе жизнь, управлять природой, быть творцом. Однако на фоне семимильных шагов прогресса люди превращаются в серые бездушные массы, совершенно безликие и пассивные. Издревле человек, в первую очередь, стремился к познанию внешнего мира, и только много-много лет спустя понимал (и то не всегда), что без постижения внутренней Вселенной все предыдущие знания бессмысленны. Но ведь так удобно не проявлять интереса к обществу! «Более защищенного от обид человека свет не видал. Люди никак не могли его задеть, потому что людьми он не интересовался», - характеристика Феликса Хонникера, вымышленного «отца атомной бомбы» из романа «Колыбель для кошки». Соединенные Штаты в первую очередь ощутили на себе давление научно-технологической эпохи, что дало сильный толчок к развитию антиутопических настроений. Одним из самых влиятельных «пессимистов» оптимистки-Америки был Курт Воннегут, писатель, художник, сатирик.

Знакомиться с биографией Курта Воннегута можно через его книги – вся насыщенная жизнь, искренние мысли, философские идеи вплетены в сюжет произведений, излиты в статьи-рассуждения. При чтении «парадоксальных» мемуаров «Человек без родины, или Америка разБУШевалась» (2005) рождается чувство, будто находишься на исповеди – большинство деталей словно кирпичики, из которых складывается словно паззл окружающего и внутреннего мира писателя. А теперь придадим повествованию немного научной сухости, ведь речь идет о бывшем ученике Технического университета (Cornell University).

Будущий писатель родился в интеллигентной семье американских немцев 11 ноября 1922 года в Индианаполисе. Брат Бернард – знаменитый химик, отец – Курт Воннегут-старший, - архитектор. Похвастаться безбедным детством маленький Курт не может – на дворе «депрессия». В 1940 году Воннегут-младший выбрал химический факультет Университета Корнелл, где начинает оттачивать писательское мастерство в статьях студенческого журнала. Однако он прерывает обучение из-за потрясшего всю Америку нападения на Перл-Харбор, вступает в ряды вооруженных сил США и принимает участие в повсеместно бушующей Второй мировой войне. Два года прошли успешно, пока под конец романтик-Воннегут не попал в плен в Дрездене. Конечно, все наслышаны об ужасной бомбардировке прекрасного немецкого города. Курту Воннегуту «повезло» больше – он стал невольным участником беспощадной расправы над общим врагом и одним из семерых выживших американцев. Впоследствии, этот сюжет лег в основу имеющей ошеломительный успех автобиографии «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей», где писатель подверг критике «военную необходимость»  операции, из-за чего книга была предана «анафеме» и изъята из библиотек Соединенных Штатов.

Возвратившись на родину, Воннегут решает продолжить обучение, но теперь уже по направлению «антропология» в Чикагском университете. Курт обеспечивает себя всем необходимым единственно приемлемым для себя способом: пишет криминальные хроники для буйного Чикаго. Как ни грустно, но защита магистерской работы «Неустойчивое соотношение между добром и злом в простых сказках» в 1947 году не проходит на кафедре из-за «некачественного написания». Университетский провал подталкивает Воннегута сменить город – он переезжает в Скенектеди, штат Нью-Йорк, где находит работу отделе связей с общественностью корпорации «General Electric». Но полученное место настолько угнетает писателя, что он решает порвать с этой затеей, посвятив свою жизнь литературной деятельности в Массачусетсе. Конечно, слава  и богатство сразу не свалились с неба, пришлось карабкаться вверх долгим и упорным трудом. Восемь лет Воннегут «выживает», подрабатывая то учителем, то торговым агентом. Писать удается не много, и только в 1959 году в свет выходит его роман «Сирены Титана», который имеет колоссальный успех. В произведении описаны всеохватывающая власть бездушной техники, подавление индивидуальности, произвол тоталитаризма – все самые острые и волнующие идеи послевоенного периода. С этого момента начинается настоящая карьера писателя.       Ошеломленный и вдохновленный успехом, Воннегут пишет, пишет, пишет…. Сам писатель признается, что свой уникальный почерк выработал благодаря репортерской практике. Читатели не перестают удивляться неоднозначности, новым понятиям и глубокой философии автора, которой пропитаны все произведения, будь то научная фантастика или антиутопия. Сам Воннегут относит себя к гуманистам и социалистам, смело подвергает критике политику Соединенных Штатов, в особенности, курс Буша. В СССР произведения знаменитого американца издаются многочисленными экземплярами, сам Курт дважды приезжает в Советский Союз, проводя встречи с читателями.

Можно сказать, что всемирную известность Воннегуту принес уникальный философский роман «Колыбель для кошки», написанный в 1963 году. Сюжет антиутопии подобен мозаике или калейдоскопу, где путаешься в разбросанных во времени эпизодах, и каждый фрагмент кажется новой историей. Здесь не найдешь отфильтрованных указаний и рецептов жизни. В романе полностью отображена основная концепция постмодерна – хрупкость, неустойчивость теорий, формул и моделей. Произведение призывает спорить с автором, выдвигать свою пару тезисов-антитезисов. Но не поспоришь с тоской Воннегута по устойчивому и цельному мировоззрению. Бесспорно, «Колыбель для кошки» является одним из шедевров американской литературы, ведь именно за эту книгу кафедра антропологии наконец-таки присудила автору степень магистра.

Гениальный писатель прожил по-настоящему интересную жизнь, которая оборвалась из-за несчастного случая. Восьмидесятичетырехлетний Воннегут поскользнулся на дорожке перед домом, вследствие чего получил черепно-мозговую травму. Скончался писатель 11 апреля 2007 года, и этот год в его родном Индианаполисе был назван годом Воннегута. На протяжении всей жизни главный пессимистичный гуманист Америки сохранял свой неповторимый стиль: «Если когда-нибудь я всё же умру — не дай бог, конечно — прошу написать на моей могиле такую эпитафию: «Для него необходимым и достаточным доказательством существования Бога была музыка»» (из обращения к британским читателям за год до смерти).

Курт Воннегут стал иконой американской литературы, и этого интеллектуального художника саркастической и мизантропической тональности можно сравнить только с другим великим сатириком - Марком Твеном. Кто еще о самых кризисных, трагических моментах человеческой жизни может рассказать со смехом?

Использованные источники:

  1. Анализ творчества Курта Воннегута  http://otmart.net/node/106
  2. NNDB tracking the entire world http://www.nndb.com/people/928/000022862/
  3. Smith D. Kurt Vonnegut, Novelist Who Caught the Imagination of His Age, Is Dead at 84. NY Times April 12, 2007 http://www.nytimes.com/2007/04/12/books/12vonnegut.html?pagewanted=1&_r=2&
  4. Vonnegut K. A Man Without a Country. BLOOMSBURY, 2006.
  5. Vonnegut K. Cat’s Cradle. PENGUIN BOOKS, 2011.