На главную страницу


Кузьмина Н.

В условиях роста глобализации и межкультурных коммуникаций мы все чаще сталкиваемся с существенными отличиями разных культур друг от друга, и эти различия  могут быть для нас очень удивительными, и подчас даже неприятными. Так, например, пообщавшись с американцами или побывав в США, многие наши соотечественники негативно отзываются об этой «вечно улыбающейся» нации, говорят, что американцы лживы и неискренни, что улыбка их, в большинстве случаев, глупая и неестественная. Очень немногие понимают, что за этой улыбкой кроется нечто намного большее, нежели частные индивидуальные особенности характера – в конце концов, не может же вся нация целиком состоять из отъявленных лжецов и лицемеров?

То, что заставляет нас думать именно так – это наш культурный контекст, условия, в которых мы воспитаны и в которых мы существуем, среда, формирующая наше мировоззрение, и более масштабно – наш менталитет, как единой нации. Именно в различиях этого контекста, исторических и социальных обстоятельствах следует искать ответ на вопрос о том, почему в американском обществе сложилась устойчивая традиция «носить улыбку» - и почему представители русского народа к ней так нетерпимы. Впрочем, в этой статье я постараюсь сосредоточить основное внимание на самой традиции, нежели на восприятии ее нашими гражданами - но в некоторых случаях отношение представителей других культур к традициям одной страны позволяет ярко проиллюстрировать разницу, которая может существовать в различных обществах по отношению к одному и тому же явлению.

Разница в улыбках — это разница культур

 

Существует мнение о том, что по улыбке можно определить, откуда человек родом. Американский ученый Дэйхер Келтнер, профессор психологии в калифорнийском университете, изучил 43 лицевых мускула, которые участвуют в момент улыбки. Одним из выводов было то, что американская улыбка в целом менее экспрессивна по той причине, что в ней не участвуют глазные мышцы, которые составляют важную часть улыбки. Исходя из этого, можно предположить, что американская улыбка абсолютно не искренняя, ибо она не отражается в глазах. Но будет ли это правдой?

То как, где и почему люди улыбаются, зависит от той культурной среды, где они родились. Каждая культура имеет свои привычки, свои особенности в том, что касается воспитания, престижа, обычаев, мод. Улыбка - явление социально обусловленное - как, впрочем, и любая другая техника тела.

Если использовать строго научный подход, то можно сказать, что в западном мире вообще и в англоязычном в особенности улыбка — это признак культуры. Это традиция, своего рода обычай: растянуть губы в соответствующее положение, для того чтобы показать, что у вас нет агрессивных намерений. Это способ формальной демонстрации окружающим своей принадлежности к данной культуре, к данному обществу, своего рода кодовое послание «я свой». При всем при этом, улыбка так же сохраняет и другие свои функции, в числе которых искреннее расположением к тому, кому ты улыбаешься, и, разумеется, как и у всего человечества, биологическая реакция на положительные эмоции. Но вот формальная демонстрация вежливости, доброжелательности, расположения – это и есть отличительная особенность «американской улыбки», как части ее культурного контекста.

"Улыбаемся и машем"

В американской культуре очень важны позитивные эмоции. Эта культура поощряет и стимулирует жизнерадостность, что ярко иллюстрируют характерные для Америки девизы, такие как «keep smiling» или «don't worry, be happy». Призыв «keep smiling» означает: не сдавайся, не поддавайся ударам судьбы, не показывай никому, что у тебя что-то не в порядке. Напускной оптимизм в любой ситуации — вот та черта американского национального характера, которая официально одобрена и внедряется в общество всеми доступными средствами.

В американской культуре с детства прививается не только чувство жизнерадостности, но и постоянное стремление к счастью. Даже Декларация независимости США провозглашает стремление к счастью неотъемлемым правом каждого гражданина. В Соединенных Штатах - как впрочем, и везде - не любят, когда человек ноет и жалуется на жизнь. Таких людей принято считать слабаками и неудачниками, и как следствие – недостойными гражданами. Некоторые психологи придерживаются мнения, что именно позитивный настрой и улыбка помогает людям быть успешными и добиваться поставленных целей.

Американская улыбка играет важную роль в идеологической пропаганде, внушающей жителям США (особенно недавно иммигрировавшим) мысль о том, какое это счастье, удача и привилегия — быть гражданином этой страны.

Улыбка широко применяется работниками британских и американских СМИ с целью создания общей позитивной атмосферы в обществе.

Американский образ жизни неразрывно связан с постоянной, непреходящей улыбкой, так как позитивные эмоции и приятные слова являются неотъемлемой частью американской культуры общения. В США родители с детства прививают подрастающему поколению привычку улыбаться. Возможно, иногда она и не вызвана по-настоящему искренними чувствами, но она служит проявлением вежливости по отношению к окружающим людям.


«Service with a smile!»

В западной культуре улыбка — обязательный компонент обслуживания.

В сфере сервиса улыбка, прежде всего, выполняет функцию демонстрации вежливости, доброжелательного и позитивного отношения к клиенту, готовности к сотрудничеству. В международных отелях системы “Интерконтиненталь” клерк, оформляющий постояльца, в течение 5-6 минут обучен улыбнуться не менее 6 раз. В Чейз Манхэттен Бэнк в Нью-Йорке висит объявление: “Если наш оператор вам не улыбнулся, заявите об этом швейцару, он вам выдаст доллар” (по материалам профессора воронежского университета И.Стернина). В крупных корпорациях, и в большинстве частных компаний и небольших контор в курс обучения персонала входит обязательная демонстрация вежливости потенциальному или непосредственному клиенту, как часть корпоративной политики и как способ успешного ведения бизнеса. Улыбка при этом максимально формализуется, становится «дежурной», что вызывает больше всего неприятия в культурах (таких как русская), где основная функция улыбки – выражение искренних эмоций, и личного позитивного отношения к знакомым и близким людям.

Но вежливую улыбку можно встретить не только в сферах, связанных с обслуживанием – традиционно, для американского общества естественно улыбаться незнакомым людям, улыбаться в ответ на улыбку, обращенную к вам, или если вы столкнулись взглядом с другим человеком. Доброжелательное, позитивное отношение к окружающим проявляется в американском обществе довольно ярко посредством этой необязательной улыбки, которая может показаться странной, если не видеть за ней культурного подтекста. Улыбка чтобы поднять настроение собеседника, чтобы сделать приятное, чтобы поддержать человека, улыбка самоподбадривания - это явление, присущее американской культуре.

«Улыбайтесь!»

 

Одним из основоположников традиции все время улыбаться стал Дейл Карнеги. Его книга "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей", вышедшая в 1936 году, продолжала традиции протестантских "учебников жизни" Сэмюэла Смайлза, Бенджамина Франклина и Ральфа Уолдо Эмерсона. Но главной целью Карнеги было не воспитание духа или развитие характера, а обучение психологическим приемам, позволяющим казаться лучше, чем ты есть. Это хитрое умение нравиться окружающим людям нашло необыкновенно высокий спрос, так как Великая Депрессия привела к подъему активности в малом бизнесе: оставшись без работы, многие американцы решили попробовать свои силы в предпринимательской деятельности.

И важнейшим инструментом достижения успеха Карнеги полагал улыбку.

Он писал:

«Она ничего не стоит, но много дает.

Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.

Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.

Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче.

Она - отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.

И, тем не менее, ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не отдали».

Для миллионов американцев книги Карнеги стали своего рода учебниками жизни, сводом безусловных правил поведения. Политики и бизнесмены, торговцы и рекламные агенты следуют ее заветам и по сей день, ежеминутно улыбаясь своим партнерам и клиентам.

Американцам больше по нраву улыбающийся публичный образ. На фотографиях в прессе американские деятели улыбаются счастливой белозубой американской улыбкой. Если вы выдвинули свою кандидатуру на любой общественный пост, вы должны улыбаться на всех фотографиях, чтобы будущие избиратели видели: у этого человека все в порядке, у него есть деньги, успех, спокойная совесть, он улыбается, он доволен, ему можно довериться. Улыбка прибавляет уверенности в себе, создаёт впечатление успешности, что поднимает рейтинг данного лица в деловом и политическом мире. Поэтому улыбка является неотъемлемым элементом публичной самопрезентации американских политических лидеров, бизнес элиты, знаменитостей, членов королевской семьи. Улыбка - это ступенька к успеху, социальный признак преуспевания. За неулыбающегося политика многие не проголосуют, к неулыбчивому человеку люди не потянутся.

Государственный секретарь США Хиллари Клинтон, однажды выступая перед избирателями, предложила способ, как определить, кто перед вами: состоятельный человек или нет – обратить внимание не на его одежду, а на зубы. Хорошие зубы это отличная инвестиция: с красивой улыбкой проще устроиться на работу, понравиться нужному человеку. Белозубая, широкая улыбка много значит для работников торговой сферы и сферы обслуживания.

Справедливости ради, следует заметить, что американцы тоже не всегда улыбались. Портреты и фотографии американских президентов показывают, что улыбка как обязательный атрибут, символизирующий процветание и успех политического деятеля, появилась относительно недавно, в середине XX века. На официальных фотографиях улыбаются президенты от Рузвельта (тридцать второй, 1933-1945) до Клинтона (сорок второй, с 1993 года до настоящего времени). Предшествующий 31 президент — от Вашингтона до Гувера — в мрачной серьезности не уступают русским политическим деятелям. Исключение составляет Томас Джеферсон (третий президент, 1801-1809), на лице которого видно некоторое подобие улыбки. В нынешнее же время формальная улыбка в американской культуре, как вид приветствия незнакомым людям, почти превратилась в условный рефлекс. Автоматизм такой улыбки настолько велик, что Хиллари Клинтон улыбалась фотографам даже на траурной церемонии похорон принцессы Дианы.

«Голливудская улыбка» или «Улыбка на миллион»

 

В современном мире термин «голливудская улыбка» является идиомой. Ряд процедур в частных и городских стоматологических клиниках носят это название. Остановимся на этом понятии поподробнее.

Голливудская улыбка – это зарекомендовавшая себя торговая марка.  Голливуд в умах многих людей является одним из символов Америки. И именно богатые и знаменитые актёры, актрисы, исполнители являются примером достижения успеха и истинного счастья. Они прошли через многое, добились высокого положения в обществе и теперь наслаждаются плодами своих трудов, «купаясь» в роскоши и богатстве. Популярность, баснословные гонорары, тысячи и миллионы поклонников по всему свету – разве это не достаточный повод для улыки? Их улыбка – это в определенной степени реклама. Она заставляет простых людей считать, что за всей пышностью и лоском кроется  нечто еще более ценное, она отводит взгляды поклонников от неудавшейся личной жизни идолов киноиндустрии, от их семейных проблем, от наркотических и прочих зависимостей. Пока они находятся на вершине славы, они обеспечены работой, выгодные контракты сами идут к ним в руки; вот она – магия улыбки на миллион.

Подводя итог, что мы можем сказать об особенностях американской улыбки? Она является жестом вежливости, формальным показателем доброжелательного отношения даже к незнакомому человеку, выражением искренней радости и показателем успеха и благополучия человека. Улыбка привлекает к себе взгляды, улыбка создает ощущение материального и душевного благосостояния, является источником коммерческого успеха и средством поддержания стабильно позитивной атмосферы в обществе. Улыбка привлекает, успокаивает, снимает напряжение. Улыбка – неотъемлемая часть американской культуры, со своей историей и корнями, ставшая традицией и отличительной чертой американской нации.