На главную страницу


Бондарева В.

«На горизонте показалась тёмная точка. Секунды через две стало ясно, что это лошадь и всадник летят, ныряя в холмах. Их фигурки становились всё отчётливее. Донёсся отдалённый топот и короткие крики: «Хой! Хой!» Уже через минуту лошадь и всадник промелькнули мимо наших возбуждённых лиц и полетели дальше, как отставший порыв ветра, догоняющий шторм».

Марк Твен

 

    В наше время доставка почты представляется уже обычным делом. Особенно процесс упростился с изобретением телефонов, интернета и e-mail’a. Каждый день мы получаем по миллиону писем, бесплатных газет, рекламок, флайеров и т.д. Однако 100-150 лет назад все было  немного иначе…

    В середине XIX века в связи с началом континентальной экспансии на Запад, а затем и началом золотой лихорадки в Калифорнии, куда потянулись массы народу с восточного берега, остро встал вопрос о возможностях сообщения между двумя регионами страны. Расстояние было огромно. Скажем, удаленность Сан-Франциско от Нью-Йорка составляет примерно столько же, сколько удаленность Красноярска от Санкт-Петербурга, т.е. почти 4 тысячи километров! При этом не стоит забывать, что тогда путь пролегал через прерии, Скалистые горы и другие слабо освоенные, небезопасные территории, что значительно усложняло процесс доставки. Письмо, полученное адресатом 4-6 месяцев спустя после его отправки, тогда считали самым свежим! Однако американцы не хотели мириться с таким положением вещей и принялись упорно обивать пороги государственных учреждений с просьбами хоть как-то уменьшить сроки доставки почты, чего они вскоре и добились.

   К 1860 году время доставки почты  сократилось до 25 дней, когда правительственный контракт получила компания «Butterfield Overland Mail», осуществлявшая доставку почты с Востока на Запад через Техас на дилижансах (каретах). Но, очевидно, что такой способ доставки требовал наличия дорог, которых на тот момент еще не было. Более того, в условиях нарастания противоречий между Севером и Югом, было решено, что лучше бы проложить маршрут курьерской службы чуть севернее, чтобы в случае обострения обстановки между Севером и Югом, Калифорния не оказалась в изоляции от Вашингтона. Таким образом, возникла необходимость в новой компании, которая взялась бы проложить новый почтовый маршрут через Скалистые горы, пустыню Мохаве и другие дикие территории Запада. Стоит ли говорить, что путь этот был весьма небезопасен, более того, многие маршруты контролировались местным населением Америки – индейцами, которые явно не были довольны продвижением янки на Запад. Тем не менее, в скором времени такая компания была найдена, ей стала компания «Russell, Majors and Waddell», до этого занимавшаяся обслуживанием переселенцев в Калифорнию и Орегон. Согласно условиям контракта она обязывалась осуществлять доставку почты из Сент-Джозефа (штат Миссури), куда на тот момент уже была протянута железная дорога, до Сакраменто (штат Калифорния) в десятидневный срок. Начать свою деятельность компания обязывалась не позднее апреля 1860 года.

  Задача перед Бенджамином Фиклином  и Уильямом Расселом, ответственными за реализацию этого проекта, стояла не легкая. Однако в течение отведенных двух месяцев им удалось на расстоянии более 3 тысяч километров через каждые 16-25 км организовать специальные станции, где должны были сменяться лошадь и курьер. Также за этот период было куплено 500 лошадей – невысоких мустангов, самых быстрых полудиких лошадей, которых приходилось наскоро объезжать. В газетах, на стенах питейных заведений и других зданий стали появляться следующие объявления: «Требуются худощавые молодые люди не старше 18 лет и весом не более 65 килограммов, опытные наездники, готовые каждый день смотреть смерти в глаза. Предпочтение отдаётся сиротам. Оплата — 25 долларов в неделю». Особо внимание, конечно, уделялось весу наездника, поскольку от этого напрямую зависела скорость доставки почты. Вскоре компании удалось набрать более 120 опытных всадников и 3 апреля 1860 года состоялось открытие трансконтинентальной почтовой службы под названием  «Пони-экспресс».

 

Первая отправленная на Запад почта состояла из 5 депеш, 49 писем и нескольких газет, которые печатались на специальной облегченной бумаге, чтобы уменьшить нагрузку на лошадь. Трасса курьера пролегала по территориям штатов Канзас, Небраска, далее по территории Вайоминга и Юты. Из Солт-Лейк-Сити всадник направлялся через Невадскую пустыню в Сакраменто, где обычно и заканчивался маршрут «Пони-эксперсс», так как из Сакраменто в Сан-Франциско почту доставляли на пароходе. Однако, если курьер не успевал привезти груз до отбытия парохода, он был вынужден самостоятельно отвозить порученную ему почту в Сан-Франциско.

 


Курьеры должны были обладать необычайной выносливостью, поскольку работать им приходилось буквально днем и ночью. Его снаряжение включало: два револьвера системы «Кольт», охотничий нож и седельную сумку, так называемую мочилу. На каждом углу сумки находились специальные запирающие карманы – кантины, в которые помещался почтовый груз. Эти карманы закрывались на замок, ключи от которого находились в начале и в конце пути. Без отдыха курьер должен был преодолевать от 3 до 5 перегонов между станциями. Добравшись до очередной из них, он в течение 2 минут быстро переносил седельную сумку на другую лошадь и двигался дальше. Однако однажды курьер, перекинув сумку на новую лошадь, не успел вскочить на нее, и она отправилась без наездника. Лошадь удалось перехватить только на следующем перевалочном пункте, куда она доставила груз в целости и сохранности!

   Девизом компании «Пони-экспресс» была выбрана фраза «Почта должна быть доставлена любой ценой». Таким образом, курьер обязывался выполнить свою миссию во чтобы то ни стало. Вступая на службу, он приносил клятву компании, в которой обещал никогда не употреблять алкоголя, не ссориться и не вступать в драки с другими работниками компании, бережно обращаться с лошадьми и честно исполнять свои обязанности. Строгое соблюдение дисциплины напрямую влияло на работу почтовой службы. Однако ответственностью должны были обладать не только набранные курьеры, но и их младшие помощники. Однажды, когда всадник и его лошадь оказались ранены индейскими стрелами, мустанг по кличке «Блэк Билли» самостоятельно доставил пострадавшего почтальона и его почту до следующего перевалочного пункта.


Особенным мужеством отличился курьер по имени Билл Тейт, которому было всего 14 лет. Попав в окружение враждебных индейцев, Билл оказался ранен и последним движением он прикрыл почту своим раненым телом. Мальчик погиб, однако его храбрость и отвага так удивила индейцев, что они накинули сумку с почтой обратно на лошадь и отпустили ее. Через несколько часов конь достиг пункта назначения вместе с почтой.

Постоянная физическая нагрузка требовала от наездников и хорошего питания. Однако, очевидно, что с таким графиком работы, у почтальонов не было обеденного перерыва. Поэтому, курьер по имени Джонни Фрай, договорился с одной их хозяек, жившей вдоль пролегавшего маршрута «Пони-экспресс», чтобы та готовила ему поесть. Специально для Джонни хозяйка стала выпекать пышки довольно странной формы – с дыркой посредине (нечто похожее на русскую баранку). Заслышав приближение курьера, женщина выбегала на крыльцо, и протягивала приготовленную ею сдобу всаднику. Джонни быстро нанизывал пышку на палец и тут же отправлялся в путь. С той поры в этих местах до сих пор выпекают пышки с дырками в центре.


Конечно, работу почтальона в компании «Пони-экспресс»  трудно назвать заманчивой. Курьеры работали на исходе сил, каждый день подвергаясь смертельной опасности. Особой стойкостью должны были обладать и станционные смотрители, которым приходилось как-то выживать в абсолютно безлюдной местности.

 В общей сложности за 18 месяцев работы компании  курьера службы «Пони-экспресс» было доставлено 34753 письма, при этом была утеряна всего 1 сумка, 17 курьеров погибло. Помимо писем почтовая компания также занималась перевозкой золотого песка и слитков из Калифорнии.

 

  Однако доходов компания ощутить так и не успела: вложив 90 тысяч в организацию компании, акционеры понесли убытки размером в 200 тысяч $. Таким образом, в общей сложности компания теряла порядка 20$ на одном письме. Однако не только нападки индейцев или бандитов добили компанию – это сделал технический прогресс. В октябре 1861 года был запущен в эксплуатацию трансконтинентальный телеграф – и теперь сообщения доходили до своих адресатов гораздо быстрее. У американского художника Дж. М. Оттингера есть картина, прекрасно иллюстрирующая последние дни работы компании: курьер службы «Пони-экспресс» мчится мимо рабочих, устанавливающих телеграфные столбы. Еще несколько месяцев компания работала по сокращенному маршруту, а 24 октября 1861 года было официально объявлено о прекращении её деятельности.


Тем не менее, сами американцы очень гордятся своей конной курьерской службой «Пони-экспресс». Изобилие героических легенд, историй и рассказов окутали профессию почтового курьера, создав ему образ романтического странника. В 1939 году в память о бывшей почтовой службе в штатах была выпущена памятная виньетка. В 1940-м и 1960-м году почтовая служба США выпустила юбилейные марки в честь легендарной компании «Пони-экспресс».


Несмотря на то, что компании больше не существует, торговые активы на марку «Pony Express» неоднократно перекупались различными компаниями, а  в 2006 году это право перешло к Национальной почтовой службе США.

         Памятник почтовой службе «Пони-экспресс» в Сент-Джозефе, штат Миссури

 

Источники:

  1. Конная почта «Пони-экспресс» // http://filatelist.narod.ru/myweb8/gi_11_4.htm
  2. Пони-Экспресс // http://america-xix.org.ru/great-migration/california/pony-express.php
  3. Что такое «Пони-экспресс»? // http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-43131/
  4. История конной почты PONY EXPRESS // http://www.ponyexpress.ru/about_history.php
  5. Pony Express // http://en.wikipedia.org/wiki/Pony_Express