На главную страницу


Тематический каталог Меню Связаться с администратором сайта
0
0
0
s2sdefault
powered by social2s

Строкань М.

    Вызванный Золотой Лихорадкой приток нового населения со всех концов земного шара потребовал от властей Калифорнийской территории организации эффективного управления. Выработкой системы политического устройства территории занимались фактически на всех уровнях власти: как на местном, так и в Вашингтоне. В связи с тем, что еще с 1847 года Калифорния находилась под контролем США и, несмотря на то, что ей так и не был присвоен статус штата, американские законодатели вели нешуточные споры о ее будущем. В Конгрессе провалилась идея о создании административного округа «Калифорния», не без помощи представителей от южных штатов. Они отстаивали предложение об установлении такого порядка власти, который был характерен для рабовладельческой системы.

Однако, несмотря ни на что калифорнийцы избрали свой путь. В сентябре 1849 года представители со всех уголков Калифорнии, собравшиеся в городе Монтерей, приняли Конституцию штата, в которой и был прописан запрет на рабовладение. 13 ноября население проголосовало в поддержку данной Конституции, а уже 15 декабря в городе Сан-Хосе было собрано первое законодательное собрание. Следующий год в политической жизни штата был фактически полностью посвящен спорам с американским Конгрессом за признание Калифорнии штатом без рабства уже в составе США. После долгих месяцев поиска компромисса удача оказалась на стороне противников рабства, и 9 сентября 1850 года Калифорния вошла в состав США тридцать первым по счету штатом.

Сакраменто 1850 год


Первым официальным губернатором штата Калифорния стал демократ Питер Барнетт. Этот человек, как и все последующие 38 губернаторов Калифорнии, отслужившие на своем посту, вплоть до Арнольда Шварцнеггера, навсегда останутся важными персонажами истории штата.

В первые четыре года жизни штата его столица перемещалась последовательно из Сан-Хосе в Монтерей, Валеджо, Беницию и, наконец, в 1854 году она окончательно утвердилась в городе Сакраменто, который и является столицей штата по сей день.

Первые важные проблемы, ставшие перед властями штата, были земельный и индейский вопросы. В период правления Мексиканской республики около восьмисот огромных земельных участков были отданы испанцам или другим богатым гражданам, причем размеры этих участков иногда доходили до пятидесяти тысяч гектар. С притоком в Калифорнию огромного числа искателей удачи, которые в большинстве своем были американцами, возникла необходимость в перераспределение земельных наделов. Местные суды встали на сторону иммигрантов и, пользуясь тем, что документов, юридически подтверждающих наличие данной собственности у испанцев зачастую не было, позволило колонистам «отрезать» от их угодий земли в свое пользование.

Что же касается индейцев, то здесь дело обстояло куда более серьезно. После того, как калифорнийские индейцы освободились из-под власти испанских монахов-францисканцев и покинули территории миссий, они нашли свои земли изменившимися. На них теперь жили белые колонисты. Выбор у индейцев был небольшой, многие вернулись в бывшие миссионерские поселки и, превратив их в ранчо, занялись скотоводством. Многие индейцы очень быстро разорились и для своего пропитания занялись воровством или разбойничеством. После 1848 года последовали серии стычек между американцами и калифорнийскими индейцами, которые избивали белых колонистов, зачастую оказывавшихся виновниками конфликтов. Самые жестокие столкновения имели место на севере Калифорнии. Как кульминация междоусобной розни, в 1872 году разразилась война, которая длилась целый год, получившая название Modoc War. Война закончилась массовым истреблением индейцев. Так, к началу XX века на земле Калифорнии осталось лишь 15 тысяч индейцев.

Начиная с 1860 года, Калифорния стала переживать сельскохозяйственный бум. Если раньше сельское хозяйство штата представляло собой отдельные ранчо, а его основой было скотоводство, то теперь поля для выпаса скота стали засеваться пшеницей. Плодородные почвы и теплое лето Центральной долины послужили идеальной площадкой для возделывания этой культуры. Климат региона позволял собирать такие урожаи, что зерно и муку из Калифорнии стали доставлять морским путем обогнув Южную Америку, в восточные штаты США. Возделывание пшеницы и ячменя в таких количествах не могло быть возможным без модернизации сельскохозяйственной технологии. Необходимость обрабатывать огромные площади привела к тому, что началась механизация всех этапов выращивания и сбора зерна. К тому же в 1869 году было закончено строительство первой трансконтинентальной дороги, соединившей Калифорнию с восточными штатами, что послужило превосходным импульсом к развитию экономики региона в тот момент полностью основанной на сельском хозяйстве. Применение вагонов-рефрижераторов для доставки скоропортящихся грузов сделало возможной транспортировку сельскохозяйственных культур, в том числе овощей и фруктов на дальние расстояния. В 1896 году калифорнийские фермеры начали компанию по масштабному выращиванию летних сортов апельсинов. Скоро южная Калифорния производила две трети общего урожая апельсинов Соединенных Штатов и более чем 90% лимонов.

Модернизация сельскохозяйственных технологий, рост сети железных дорог не могли не сказаться на бурном росте промышленности Калифорнии. Так, уже к 70-м годам XIX века промышленное производство стало играть существенную роль в экономике Золотого штата. Локомотивом развития промышленности стала растущая еще со времен Золотой Лихорадки горнодобыча. Горнодобывающая промышленность потянула за собой в эру промышленного развития и другие сферы экономики региона. Уже к началу XX века мануфактурное производство стало основой экономики штата, сбросив с пьедестала сельское хозяйство. Крупные доходы штату приносили и деревообработка, упаковочное производство, обработка и консервирование рыбы. Кроме того, в последние десятилетия ХIХ века на юге Калифорнии были открыты месторождения нефти.

Первые тридцать лет XX века ознаменовались кульминацией роста промышленного производства, да и экономики штата в целом. С 1900 по 1930 годы население Золотого штата увеличилось с полутора миллионов человек до 5,7 миллионов жителей. Огромный уровень прироста населения, крупные ирригационные проекты штата, модернизация сельского хозяйства и промышленности положительно влияли на аграрную экономику и производство Калифорнии того времени.

Однако в первые годы прошлого столетия природа приподнесла калифорнийцам серьезное испытание. За три дня с 18 по 21 апреля 1906 года тогда крупнейший город штата Сан-Франциско фактически был стерт с лица земли мощнейшим землетрясением (8 баллов по шкале Рихтера) и сопутствующим ему пожаром, охватившим весь город. Общий урон составил более четырех квадратных миль (около пятисот городских районов) были полностью разрушены, потери среди населения составили около 3000 человек. Однако город вскоре был возрожден: планировка города была улучшена, а гавань расширена и переоборудована. С тех пор город имеет новую эмблему – феникс, восстающий из пепла.

Первая треть XX века стала не просто эрой постепенного и неуклонного роста экономики Золотого штата. Ее по праву можно назвать эрой калифорнийских «бумов». Начало было положено нефтяным бумом. Месторождения нефти, открытые на юге штата еще в конце XIX века, стали активно разрабатываться. Бурное развитие нефтяной промышленности и инфраструктуры привело к тому, что новым золотом Калифорнии стала нефть, и штат в первой трети века занял позицию ключевого нефтедобывающего региона страны. Переработка нефти стала не только одной из самых эффективных отраслей промышленного производства, но и обеспечивала рабочими местами тысячи и тысячи калифорнийцев. Гавань в Лос-Анджелесе выросла до самого большого в мире порта по нефтяному экспорту. Этот факт во многом послужил толчком к «морскому буму» в Калифорнии.

Открытие Панамского канала в 1914 году, наличие большого запаса сырья и промышленных товаров в штате, создание крупного и современного торгового тихоокеанского флота, постройка крупнейшей глубоководной гавани Лос-Анджелеса привело к колоссальному росту морской торговли.

Нефтяной и морской бумы совпали по времени с общеамериканским автомобильным бумом, но на просторах Калифорнии он приобрел невиданный масштаб. В середине 20-х годов Лос-Анджелес стал наиболее моторизованным и в то же время "дорожно-послушным" городом в мире. Наличие автомобилей позволило рабочим жить на значительном расстоянии от места работы. Сеть автодорог связала городской центр с окрестностями, застроенными частными домами, а также с супермаркетами, торговыми центрами. Калифорния стала приобретать лицо, черты которого можно хорошо проследить и сегодня.

Открытие знака

 

Последней вехой гиперразвития Золотого штата стало создание в городке Голливуд американской киноиндустрии. В 1925 русский эмигрант Льюис Мэйер и выходец из еврейской семьи Сэмюэл Голдвин основали студию Metro-Goldwyn-Mayer, которая на протяжении 30 с лишним лет была ведущей студией в Голливуде.

В 1929 году Великая Депрессия, сокрушительным ударом обрушившаяся на США, не могла не обойти наиболее динамично развивающийся регион страны. Как и везде кризис породил огромное количество безработных, нищету, закрытие многих фермерских хозяйств и заводов. Ситуация стала налаживаться только к концу 1930 началу 1931 года, когда правительство штата развернуло широкомасштабное строительство мелиорационных сооружений, в том числе одной из самых крупных дамб (Дамба Гувера).

Несмотря на финансовые трудности, сковавшие экономику страны, федеральное правительство не пожелало отказываться от проведения 10-х Олимпийских Игр в Лос-Анджелесе. Подготовка к этому событию началась еще до кризиса. В 20 километрах от Лос-Анджелеса впервые была построена Олимпийская деревня из небольших домиков в мексиканском стиле. Несмотря на огромную удаленность от основных европейских стран, Олимпиада собрала 1048 человек из 37 стран, которые и установили на Играх в 1932 году 116 олимпийских рекордов.

Окончательно выправить экономику региона и поднять ее на новый уровень, как ни странно, было суждено Второй Мировой войне. Промышленные и сельскохозяйственные продукты, производимые штатом, пользовались огромным спросом для нужд армии и флота США. Война поставила экономику Калифорнии на новые рельсы, загрузила мощности заводов, мануфактур, фабрик, верфей. Морская война с Японией в бассейне Тихого Океана также положительно сказалась на экономическом развитии региона. Грузооборот в калифорнийских портах и военно-морских базах резко возрос. Вырос и уровень иммиграции профессиональных рабочих. Тысячи людей прибыли в Калифорнию и позволили ускоренными темпами произвести глубокую индустриализацию различных отраслей промышленности. Их усилия были направлены в том числе и на строительство авиационной и других отраслей военно-промышленного комплекса. Южная Калифорния уже тогда становилась одним из важнейших центров авиационной (а позднее и аэрокосмической) промышленности США.

В послевоенные годы мощнейшая экономика штата была направлена в мирное русло. Широким фронтом развернулось городское жилищное строительство. Население штата в первое послевоенное десятилетие выросло с 9 млн. человек до 13 млн., а к 1970 году в Золотом штате насчитывалось уже 20 млн. человек. Именно этот показатель в 1970 году превысил уровень населения самого многолюдного до той поры штата Нью-Йорк. Таким образом, с 1970 года Калифорния стала самым густонаселенным штатом Америки.

 


В 60-х годах в Калифорнии происходил бум социальных движений. Люди боролись за свои права: профсоюзы вели борьбу за улучшение жизни рабочих, чернокожие выступали за полное равенство в правах с белыми американцами. Именно тогда в Калифорнии зародилось движение хиппи. Молодежь "поколения рок-н-ролла", не желавшая воевать во Вьетнаме, с радостью восприняла идеи "детей цветов". В Сан-Фрациско, в районе Хейт-Ашбери, образовалась одна из самых известных коммун хиппи. Летом 1967 года, известным как "Лето любви", здесь собралось более ста тысяч человек со всего мира. Атмосфера творчества, пацифизма и всеобщего братства, наркотики, свободная любовь и рок-н-ролл "Лета любви" стали таким же важным событием культуры шестидесятых, как и знаменитый фестиваль в Вудстоке.

Экстраординарный прирост населения в годы войны и после нее, форсированная индустриализация и осуществление глобальных проектов крайне негативно сказались на экологии штата. С 1950 года над Калифорнией повис смог, а центром его распространения стал промышленный район Лос-Анджелеса. Однако, калифорнийцы решили применить жесткие меры в борьбе с угрозой экологии. С 1976 года на территории Калифорнии действует созданная законодательным путем комиссия по контролю за состоянием окружающей среды.

Библиотека Калифорнийского университета в Сан-Диего

 

В районе Стэнфордского университета одна за другой росли новые компании, занимавшиеся разработками в области электроники, полупроводниковых и информационных технологий – так зарождалась Силиконовая долина. Сейчас она знаменита наличием огромного спектра высокотехнологичных компаний, связанных с разработкой и производством компьютеров и их составляющих, особенно микропроцессоров, а также программного обеспечения, устройств мобильной связи, биотехнологии и т. п. Силиконовая долина является крупнейшим технологическим центром в США. На каждую 1000 занятых приходится 286 работников IT сферы. Доходы в Силиконовой долине значительно выше средних по США. Так в 2006-2008 году они оценивались в 76,5 тысяч долларов в год на одного жителя.

В последние десятилетия XX века Калифорния продолжала свое неуклонное развитие. Штат переживал новый строительный бум. С каждым годом увеличивалось строительство автострад, аэропортов, школ, больниц, фабрик. После войны во Вьетнаме федеральное правительство разрешило представителям многих азиатских стран эмигрировать в США. В Калифорнию прибыло особенно много переселенцев из Камбоджи и Сингапура. К тому же по-прежнему растет количество иммигрантов как легально, так и нелегально прибывающих в штат из Мексики, с Карибских островов, из Латинской Америки. Приток иммигрантов влечет за собой обострение социальных проблем в городах Калифорнии.

Как и в других штатах, в современной Калифорнии есть целый ряд проблем, в том числе связанных с экологией, развитием транспортной системы, энергетикой, нелегальной иммиграцией. Тем не менее, Калифорния продолжает оставаться одним из самых интересных и многогранных штатов США - "Золотым штатом".

Источники:

  1. California History // http://www.lonelyplanet.com/usa/california/history
  2. Открой Свою Америку. История штата Калифорния // http://www.ladyfromrussia.com/karnaval/states/clf_hist1.shtml
  3. История штата КАЛИФОРНИЯ // http://www.usatripclub.com/articles/?p=article&article=6
  4. Про США. История Калифорнии // http://prousa.ru/california_gold_rush

Изображения:

Про США. История Калифорнии //http://www.prousa.ru/california_history_spanish_russian

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Оценка 0.00 (0 Голосов)

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить