На главную страницу


Кузина К.

Современные американо-японские отношения довольно противоречивы и неоднозначны. Истоки этой неоднозначности можно проследить, обратившись к истории американо-японских отношений с момента, получившего в отечественной историографии наименование – Второе открытие Японии.

«Второе открытие» Японии наметилось после ее поражения во Второй мировой войне и в период последовавшей за ней оккупации. «Договор безопасности», заключенный между США и Японией в 1951 году свидетельствовал о смене курса политики США в отношении Японии и фактически положил начало американо-японским отношениям на новом уровне.

В связи с наметившейся во второй половине XX века ухудшением международной обстановки, перед США встала важная задача заручиться поддержкой Японии в регионе Восточной Азии. По оценке Брукингского института, руководство США пришло к мнению о том, что борьба между СССР и США уменьшила значение усилий по изменению японского общества и что в процессе восстановления Японии гораздо важнее превратить ее в опорный пункт американской силы. Ослабленная в военном и экономическом отношении Япония, больше не обладающая способностью обороняться в условиях существования угрозы внешнего вторжения, была вынуждена принять все условия, продиктованные Вашингтоном. Такой альянс изначально фактически не мог предполагать равноправного сотрудничества между победителем и побеждённым. Японским властям пришлось идти на значительные уступки, соглашаясь со всеми требованиями, выдвигаемыми Соединёнными Штатами. Юридически двусторонний союз в сфере безопасности выразился в подписании соглашений между Токио и Вашингтоном в 1950-е годы. В 1951 году были подписаны Сан-Францисский мирный договор и «договор безопасности», а в 1952 году – Административное соглашение. Согласно этим документам США получали безоговорочное право размещать вооружённые силы на территории своего союзника, а также огромное количество баз и военных объектов. Суверенитет Японии был значительно ограничен в военно-политическом отношении, так как согласно второй статье «договора безопасности» Японии запрещалось предоставлять без предварительного согласия США какие-либо базы или разрешать транзит через ее территорию вооруженных сил третьих держав. Самым важным положением Административных соглашений были условия размещения американских баз, согласно которым США могли быть предоставлены «дополнительные средства обслуживания и территория». Иными словами это предполагало возможность расширения при необходимости отведенного под военные базы на момент подписания соглашения участка до неограниченных пределов.

С подписанием этих договоров Япония оказалась в большой зависимости от США, которые заставляли ее следовать в фарватере своей мировой стратегии. В любой момент США могли втянуть Японию в военный конфликт, к происхождению которого она не имела бы никакой причастности.

Мотивация руководителей США вполне очевидна – противостоять социалистическим режимам в СССР и КНР, окружив их плотным кольцом американских военных баз, тянущимся от Австралии, Японии и Кореи через Тайвань, Филиппины, Таиланд, Саудовскую Аравию, Турцию, Грецию, Италию, Испанию, Португалию, Германию, Англию, Исландию.

Стремление США укрепить и развивать союзнические отношения с Японией и ещё больше подчинить ее своему влиянию привело к некоторому смягчению их политики. К примеру,  американцы начали постепенно возвращать Японии ее бывшие территории в Тихом океане и согласились внести некоторые поправки в «административные соглашения». Сокращению численности американских войск на территории Японии помимо официальных договоренностей способствовало и завершение войны в Корее.

Заметим, однако, что уже с середины 50-х годов правительство Японии предпринимало попытки проводить более независимую от США политику. В первую очередь это касалось нормализации дипломатических отношений с СССР и КНР. Также премьер-министр Японии Итиро Хатояма стремился поставить вопрос о пересмотре договора безопасности с целью придания ему более равноправного характера. Для этого он стал проводить более открытую внешнюю политику и более активно фигурировать на международной арене.


Итиро Хатояма

 

Все усилия Японии в этом направлении вызывали крайне негативную реакцию Вашингтона, вследствие чего новый курс японской политики не удалось реализовать в полной мере. В 1951 году Вашингтон добился от Токио отказа от попыток нормализации отношений с Китаем. Премьер-министр И. Хатояма обещал «не подписывать двусторонних соглашений с коммунистическим режимом Китая».

С другой стороны, сложившийся американо-японский военно-политический альянс имел и свои положительные стороны для Японии. Во-первых, заинтересованность Японии в развитии партнёрских отношений с США была мотивирована возможностью восстанавливать национальную экономику ввиду отсутствия необходимости содержать собственные вооруженные силы благодаря гарантиям безопасности США.

Во-вторых, Япония не хотела упускать возможность предстать перед международным сообществом в выгодном для себя свете, расположить к себе ведущие мировые державы во многом благодаря концепции полной демилитаризации и отказа от войны как средства решения внешнеполитических проблем. В самих США властям пришлось приложить немало усилий, чтобы изменить вражеский образ Японии в глазах общественности на союзнический и дружественный.

Расположение американских военных баз в Японии и их участие в Корейской войне принесло Токио немало дивидендов. Поставки военного оборудования для американской армии, произведенного по спецзаказам США, способствовали развитию промышленности Японии и подпитывали экономику солидными денежными инвестициями. В период между 1951 и 1953 гг. Япония получила заказов от своего союзника на сумму в 2200 млн. долл. для производства необходимого оружия для войны в Корее. В общем и целом 72% всех производительных сил страны в эти годы были так или иначе связаны с выпуском военной продукции. По словам государственного секретаря США Д. Ачесона, Япония превратилась в «мастерскую мира» во многом благодаря содействию США.

 


Нобусукэ Киси

 

С приходом в 1957 году к власти премьер-министра Японии Нобусукэ Киси, политические взгляды которого по вопросу взаимодействия с США значительно отличались от взглядов его предшественника, правительство Японии наметило новый внешнеполитический курс. В целях внесения некоторых изменений касательно предоставления Японии большей свободы действий и отмене тех положений «договора безопасности», которые, по мнению японского правительства, ущемляли интересы Японии и рассматривались как пережитки оккупационного периода, Киси начал переговоры с администрацией Д.Д.Эйзенхауэра. Согласившись сделать уступки Японии в области инвестирования ее экономики, власти США наотрез отказались сворачивать свои военные базы, заявив, что они будут продолжать оккупацию не только о-вов Бонин и Рюкю, включая Окинаву, но и находиться на территории основных островов Японии.    

В 1960 году в Вашингтоне был подписан «Японо-американский договор о взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности», заменивший собой аналогичный документ 1951 г. и «повысивший роль Японии от вассала до младшего партнера». Договор 1960 г. подтвердил глубокую заинтересованность Соединенных Штатов в делах региона Восточной Азии в целом. Согласно положениям этого договора США подтвердили свои права на размещение военных баз на территории японских островов и получали в бессрочное пользование более 200 баз и объектов на их территории. В свою очередь США обязались сохранять «мир и стабильность» в АТР и обеспечить безопасность самой Японии от внешних угроз. Факт проведения военных операций американскими военными на территории Японии, а не ее собственными, полностью соответствовал  известной статье 9 Конституции Японии 1947 года, которая предусматривала полную демилитаризацию Японии и отказ от применения оружия.

Статья 5 договора гласила: «Каждая из сторон признаёт, что вооружённое нападение на любую из сторон на территориях, находящихся под управлением Японии, было бы опасным для её собственной безопасности, и заявляет, что она предпримет действия для отражения общей опасности в соответствии со своими конституционными положениями и процедурами». Следовательно, США в любой момент могли втянуть союзника по военному альянсу в конфликт, к возникновению которого Япония не имела никакого отношения.

 

Эйсаку Сато

Впоследствии отношения Японии и США нашли отражение в подписанном совместном коммюнике 1969 г. Президент США Р.М.Никсон и премьер-министр Японии Эйсаку Сато изъявили готовность сотрудничать и в дальнейшем в сфере обеспечения безопасности в АТР.

В 1976 г. в Японии были обозначены «Основные направления национальной обороны» в рамках американо-японского сотрудничества, рассчитанный на 20 лет: военное строительство планировалось осуществить в соответствии с концепцией «базовых сил самообороны».

Принятие «основных направлений» явилось крупнейшим событием в японо-американских отношениях со времени заключения в январе 1960 г. «договора безопасности».

Характеризуя новую фазу японо-американских отношений, госсекретарь США Г. Киссинджер заявил: «Для Соединенных Штатов никакие отношения не имеют более важного значения, чем союз с Японией. Обеспечение взаимной безопасности остается основой нашего сотрудничества, но в новую эпоху мы распространяем наши партнерские отношения на широкий круг общих интересов. Мы проводим более частые, откровенные и глубокие консультации, чем в любой предшествующий период».

В течение 80-х годов в японо-американских отношениях, по сути дела, продолжался курс конца 70-х. После ввода советских войск в Афганистан администрация Рейгана взяла курс на проведение жесткой политики в отношении СССР, в результате роль Японии в реализации американских глобальных политических и военно-стратегических задач еще более возросла.

После окончания «холодной войны» на мировой арене произошли изменения глобального масштаба, которые не могли не повлиять на трансформацию законодательной базы Японии, в частности на изменение военной доктрины страны. В 1990-2000-е гг. была пересмотрена большая часть законодательной базы в области национальной безопасности. В результате изменились статус и функции сил самообороны Японии, расширившие географические рамки их действия.

Во второй половине 1990-х годов были внесены изменения в Основные направления программы национальной обороны. Власти Японии осознавали необходимость пересмотра функций сил самообороны Японии. Отныне в круг задач сил самообороны стали входить такие обязанности как защита населения от масштабных стихийных бедствий, крупных разрушений, например таких, как следствие террористического акта. Силы самообороны должны были участвовать в международной деятельности по обеспечению мира, поддерживать миротворческую деятельность ООН и других международных организаций по осуществлению контроля над вооружениями и процессом разоружения.

Еще одним кардинальным отличием программы 1996 г. от ее изначального варианта 1976 г. был пункт, согласно которому суть военной доктрины на текущий момент состояла в совместном отражении потенциально возможного нападения на Японию силами американо-японских войск, а не в ожидании прихода помощи со стороны американских военных.

В целом в новой программе большое внимание было уделено японо-американским мероприятиям в сфере безопасности. О них упоминается в 13 статьях документа. Этот факт свидетельствует о постепенно углубляющемся характере японо-американского сотрудничества в условиях нестабильности обстановки в Северо-Восточной Азии, когда безопасность Японии могла быть подвергнута опасности в любой момент. По мнению японских и американских специалистов американо-японский альянс оставался единственной структурой в Восточной Азии, способной противостоять угрозе «миру и стабильности» в данном регионе.

В апреле 1996 г. было положено официальное начало переоценке роли и функций японо-американского союза, когда США и Япония подписали Совместную декларацию по вопросам безопасности. США подтвердили свое намерение поддерживать в АТР 100-тысячный контингент американских войск. Власти Японии выразили готовность оказывать поддержку США во время проведения совместных военных учений, а также в случае участия американских вооруженных сил в миротворческих операциях. Подписание декларации символизировало выход японо-американского сотрудничества в области безопасности на качественно новый уровень. В соответствии с этим документом было принято решение создать структуру по взаимной тыловой поддержке, которая необходима для осуществления двусторонних учений, миротворческих операций в рамках ООН или международных операций гуманитарного характера. Было подписано соглашение о взаимном тыловом обеспечении и предоставлении услуг силам самообороны и вооруженным силам США в мирное время. Позже оно было распространено и на ситуацию военного времени.

Также состоялся пересмотр основ военного сотрудничества Японии и США, которые с 1978 г. определяли параметры их взаимодействия в военной сфере. 23 сентября 1997 г. были подписаны новые «Руководящие принципы двустороннего сотрудничества в области обороны». Подписав данный документ, власти обеих стран наметили курс на расширение границ своего сотрудничества: теперь оно уже не ограничивалось целью отразить агрессию, направленную против Японии, а брало на себя обязательства обеспечения стабильности во всем АТР, предотвращения и регулирования возможных конфликтов. В случае возникновения конфликтных ситуаций в АТР Япония брала на себя ответственность по материально-техническому обеспечению и оказанию тыловой поддержки ВС США. Предусматривалось также участие ВМС Японии в экономической блокаде и принудительное инспектирование гражданских судов третьих стран, хотя Токио настоял на внесении оговорки о необходимости предварительного принятия соответствующей резолюции СБ ООН.

Со времени подписания договора 1960 г. положения обоих государств в рамках двустороннего сотрудничества стали более симметричны. Теперь военные силы Японии могли в одностороннем порядке реагировать на «чрезвычайные ситуации» в районах, прилегающих к ее территории. Учитывая резко негативную реакцию соседних государств, особенно КНР, стороны сознательно уклонялись от детализации географических рамок совместных действий, подчеркивая, что «принципы» ориентированы на ситуацию, а не на географические районы. Решение о реализации «Руководящих принципов» принимается правительством Японии по согласованию с США. В экстренной ситуации японское правительство может получить одобрение парламента на такие действия постфактум. Однако формулировки «чрезвычайных ситуаций» достаточно расплывчаты и не исключают широкого толкования в случае их применения. Отсутствие географических рамок действия закона открывает возможности для гибкого толкования понятия «районов, прилегающих к Японии». С одной стороны, повышается эффективность защиты японской территории в случае конфликтных ситуаций в регионе. С другой стороны, американские войска получают законное право вмешательства в конфликты в районах, не определенных географически, а Япония оказывается еще более вовлеченной в глобальную американскую военную стратегию.

К началу XXI века Япония прочно заняла приоритетную позицию в геополитической стратегии США, превратившись из поверженного врага в стремительно набирающего политическую и экономическую мощь союзника. Такой симбиоз двух государств, сложившийся во второй половине XX века, оказался взаимовыгоден для обоих. На рубеже веков сложились все предпосылки для дальнейшего развития альянса и укрепления позиций США в АТР.

 

Литература:

1) Бунин В. Н. Японо-американский союз безопасности. История и современность. М., 2000.

2) Вербицкий С.И. Японо-американский военно-политический союз. М.: Наука, 1972.

3) Жуков А.Е., Лебедева И.П. Япония и современный мировой порядок. М.: «Восточная литература» РАН, 2002.

4) М. Хираяма. Окинава – последняя азиатская колония. М.: Academia, 2002.

5) Нисикава Ёсимицу. Внешняя политика Японии. Токио, 2004.

6) Уткин А.И. США - Япония: вчера, сегодня, завтра. М.: Наука, 1990.

7) Федулова Н. Г. Эволюция политики США в Азиатско-Тихоокеанском регионе 70-80-е годы.  М.: Наука, 1987.

8) Japan-US Declaration on Security – Alliance for the 21 Century // http://www.mofa.go.jp

9) Joint Press Conference of the Japan-US Security Consultive Committee // http://www.mofa.go.jp

10) Treaty of mutual cooperation and security between Japan and the United States of America // http://www.mofa.go.jp/region/n-america/us/q&a/ref/1.html