На главную страницу


Леонов Р.

 

 

Атлантический океан, как один из театров боевых действий Второй Мировой войны ассоциируется, в первую очередь, с масштабной подводной войной, развернутой ВМФ нацистской Германии («Kriegsmarine»). В первые военные годы подводный флот адмирала Карла Дёница пользовался преимуществами своих высококлассных лодок, без особых проблем «стальные рыбины» уходили от преследований, британские корабли сопровождения оставались бессильными перед уходящими на большую глубину лодками, которые сливались с морской тишиной и никак не страдали от британских глубинных бомб. Немецкие «волчьи стаи» наносили разящие удары по конвоям Великобритании, география их военных действий расширялась по мере захвата новых городов в Европе (французские Брест, Лорьян — одни из основных баз Кригсмарине на последующих этапах войны). Подводники Германии прозвали этот период «Счастливым временем».

Несколько лет американские суда сохраняли нейтралитет, наращивая при этом свою активность в британо-германской морской войне засчет сопровождения британских торговых судов, шедших из Канады, вплоть до областей рядом с Исландией. Немецким подводникам было приказано избегать агрессии в отношении кораблей США, хотя американские корабли следили за наличием немецких субмарин поблизости и сообщали британским эскортным судам о своих наблюдениях.

За 1941 год Великобритания разработала несколько технических новинок и модификаций, позволявших противостоять немецким лодкам в большей степени. Новинки поставлялись и в США, где организовывалось их массовое производство для оснащения  кораблей американского флота. В США новинки даже переименовывались, выставляясь как продукт труда американских ученых (к примеру, британский АСДИК или Allied Submarine Detection Investigation Committee, способный при помощи звуковых импульсов вычислять погруженные подводные лодки противника, в США превратился в СОНАР или Sound Navigation And Ranging).

 

Инцидент с SS Robin Moor

 

 

Несмотря на взаимный нейтралитет ВМФ США и Германии, до вступления США в войну произошел неприятный инцидент с американским торговым судном «Робин Мур». Корабль с тоннажем около 5 тысяч регистровых брутто-тонн выполнял транспортный рейс в Африку под флагом США, перевозя на своем борту чуть менее полусотни человек (экипаж, пассажиры и офицеры ВМФ США). В 5 часов утра 21 мая 1941 года, в 750 милях от британского порта Фритаун в Сьерра-Леоне, корабль встретился с немецкой подводной лодкой U-69. Экипаж подлодки приказал всем находившимся на борту «Робин Мура» людям спуститься в спасательные шлюпки и отплыть от судна, после чего в 9:49 торпедисты и артиллеристы субмарины произвели один торпедный залп с кормы и 30 залпов с бортового орудия, отправив транспорт США на дно. После этого подводники снабдили американцев провиантом и покинули территорию (предположительно телеграфировав британцам координаты четырех шлюпок). Все пассажиры были спасены (3 лодки обнаружили 2 июня, четвертую спустя еще 6 дней).

 

США в войне

С вступлением США в войну перед немецким командованием встала задача выделить часть боевых единиц для действий в районе восточного побережья США. К началу 1942 года в распоряжении гросс-адмирала Деница было всего 12 субмарин, способных преодолеть Атлантику, при этом половина из них была задействована в Средиземном море по приказу Гитлера. В итоге к берегам США отправилось всего 5 лодок, а операция Кригсмарине получила название «Барабанный бой». Меньше чем за месяц операции немецким субмаринам удалось потопить судов с общим тоннажем около 156 тысяч регистровых брутто-тонн, и при этом ни одна подлодка не была потеряна. Одна из самых явных причин такого успеха немецких субмарин — отказ командования ВМФ США отключать иллюминацию побережья и сопровождать транспортные корабли у своих берегов. В свою очередь, такие странные решения были вызваны огромной неприязнью главнокомандующего ВМФ США адмирала Эрнеста Кинга к Великобритании и всем, что с ней связано — именно британцы предложили американцам конвоировать транспорт в своих прибрежных зонах и отключать освещение. Вместо этого адмирал Кинг приказал Береговой Охране проводить регулярное патрулирование прибрежных зон. Эти меры были тщетными, поскольку патрули следовали строго по установленному расписанию, а немецкие капитаны с легкостью вычислили это расписание и пользовались паузами в патрулировании для регулярных рейдов.

Адмирал Эрнест Дж. Кинг

 

Кинг не спешил подключать к патрулированию у Восточного Побережья американские эсминцы — боевых единиц попросту не хватало: огромная часть флота США базировалась на Тихом океане (в том числе и американские субмарины, страдавшие от чрезмерно большого числа бракованных торпед), 50 военных кораблей (более-менее устаревших) были отданы Великобритании еще до войны. Единственные случаи использования эсминцев и линкоров США — охрана конвоев ленд-лиза и транспортов с людьми на борту. В конце концов, Великобритания пришла на помощь американцам, совершив так называемый «обратный ленд-лиз», построив береговые эскорты для США.

В мае 1942 года главком ВМФ и начальник штаба ВМС США Кинг все-таки создает несколько конвоев и снабжает их хорошей охраной. Это привело к первым потерям немецкого подводного флота у американских берегов (к тому времени немцы задействовали большое число субмарин, в том числе  топливных). К июню 1942 года США и Великобритания налаживают систему взаимосвязанных конвоев, и количество атак у берегов США резко сокращается, а немецкие подлодки переводят свои патрули в середину Атлантики (19 июля 1942 года Карл Дёниц отдал приказ всем оставшимся лодкам покинуть побережье Штатов). Кригсмарине отныне делает ставку исключительно на подводный флот.

13 сентября 1942 года было создано Противолодочное Соединение ВВС США (Army Air Forces Antisubmarine Command)

 

«Черный май» для Кригсмарине

Середина 1943 года стала для атлантической войны «точкой разворота». Союзники все чаще использовали авиацию для атак на субмарины, и все реже для простой обороны конвоев. Главным оружием союзников в океане стал американский бомбардировщик B-24 Liberator, способный преодолевать достаточно большие расстояния, в том числе известную «средне-атлантическую брешь» к юго-востоку от Гренландии (брешь «прославилась» тем, что конвои, которые проходили через нее подвергались частым атакам, а авиация союзников не была способна добраться до неё из-за огромного расстояния, что приводило к крупным потерям союзников в кораблях и тоннаже).

 

Американский "Либерейтор"
наряду с британским Суордфишем -
страшный сон немецких подводников

 

Американцы строят больше «охотничьих групп», состоящих из нескольких эскортных эсминцев, способных мобильно реагировать на появление вблизи признаков или cигналов об атаках субмарин. Большую роль в обеспечении преимущества союзников сыграла дешифровка немецкой системы секретных переговоров «Энигма», все чаще ударные группировки эсминцев перехватывали немецкие «волчьи стаи» (группы подводных лодок). Германия не успевала модифицировать свои субмарины соответствующим образом, и потери Кригсмарине росли с невероятной скоростью)

К окончанию войны союзники уничтожили большую часть немецкого флота (начиная с поворотного 1943 года — попросту «задавили числом»), добрались до основных немецких военных баз и уничтожили большинство последних подводных лодок. Несколько десятков лодок были захвачены союзниками для собственных целей. США использовали 6 лодок для тестирования военных технологий (торпед и ракет), 3 продали на металлолом, а одну (U-505, захваченную в 1944 году) сохранили в качестве экспоната Чикагского Музея Науки и Промышленности.

 

Немецкой U-505 повезло намного больше,чем её "боевым подругам" -
американцы захватили лодку задолго до окончания войны и превратили в музейный экспонат (кадр хроники с захватом лодки открывает эту статью)

 

В победе в Битве за Атлантику 1939-1945 выделить заслуги какой-либо одной из стран-участниц очень сложно. Британцы и американцы несмотря на различные недопонимания на уровне командования, сумели сплотиться вокруг одной цели противостояния совершенному немецкому флоту, совместными усилиями превзойдя его техническое совершенство и разгромив его тотально.

 

Источники: