На главную страницу


Ижболдина Е.


  Сегодня Макдоналдс - это сеть всемирно известных ресторанов. Рональд Макдональд, один из самых узнаваемых героев среди детей, наравне с Санта Клаусом. Американцы оставляют в Макдоналдсе больше 110 млрд. долларов ежегодно, это даже больше, чем на образование, компьютеры и автомобили. Каждый восьмой американец работал когда-то в Макдоналдсе. В России почти не осталось людей, кто ни разу бы не пробовал гамбургер или картофель фри из Макдоналдса.

Отцами всемирно известной сети являются два брата - Ричард и Морис Макдоналды, которые приехали в Калифорнию во время Великой депрессии для поиска работы, накопив немного денег, они открыли свой кинотеатр, но дело оказалось не прибыльным. И тогда братья решили открыть придорожный ресторанчик «Драйв-ин» в небольшом рабочем городе Сан-Бернардино, к 50-м годам такие ресторанчики с яркими неоновыми подсветками, где работали «кархопс» - дорожные официантки в коротеньких юбках, которые приносили заказ прямо в машину, были бешено популярны. Их «Макдональдс бразерс бюргер бар драйв-ин» оказался достаточно прибыльным. Но братьям надоело постоянно искать новых официанток, поваров, закупать новые тарелки, которые покупатели - тинейджеры постоянно разбивали. И они закрыли свой придорожный ресторанчик и через 3 месяца, в 1948 г. открылись вновь, но теперь все уже было по-новому. В меню остались только гамбургеры, молочные коктейли и картофель фри, фарфоровая посуда была заменена на бумажную, на кухне царил принцип конвейера, а в ресторане - самообслуживание. Благодаря этому цена гамбургера уменьшилась в 2 раза, теперь они стоили 15 центов, когда в других фаст-фудах они стоили не менее 30.  Дизайн ресторана придумал сам Ричардс, он установил две больших арки на крыше ресторанчика, подсвечиваемые неоном, чтобы их было видно издалека. Очереди заметно росли, вскоре на других заведениях Америки появились надписи «Наш ресторан такой же, как МакДоналдс». Так родился один из знаков нашего времени.

 

The San Bernardino Airdrome, March 15th, 1940


  Рэй КрокСудьбу ресторанчиков Макдональда изменила встреча с Рэем Кроком, который раньше играл джаз, работал в борделе, терпел неудачи в бизнесе и к своим 52 годам был глуховат, страдал артритом, диабетом, перетерпел две операции по вырезанию желчного пузыря и части щитовидной железы, но все же «верил в будущее». Рэй Крок предложил братьям продавать франшизы. Они охотно согласились. И для них это было очень выгодной сделкой, так как они совсем не любили путешествовать, не были так амбициозны и обоих устраивал годовой доход в 300 тыс. долларов.

  Цена франшизы была 950 долл. и выдавалась на 20 лет. Каждый ресторан должен был платить 1,9% от своего дохода: 1,4% уходили Кроку, 0,5% - братьям Макдоналд за использование их имени и ресторанной системы. За первый год удалось продать только 18 франшиз. Первым, кто ее купил, был Нэйл Фокс, из г. Фресно штата Калифорнии. Третий и четвертый рестораны были открыты в 1953 г. в штатах Мичиган и Калифорнии, в  1954 г.- в штате Аризона, 9 ресторанов было открыто Иллинойсе и г. Чикаго. Остальную половину франшиз он уговорил купить своих богатых друзей из клубов Чикаго. В 1958 г. уже было продано более 100 млн. гамбургеров. И только в 1960 г. родилось название «Макдоналд корпарейшн», когда Крок выкупил у братьев Макдоналдов имя для того, чтобы самому управлять производством. Знаменитый бренд оценили в 2.7 млн. долларов. Кроку пришлось брать кредит, так как его доходы были маленькими, а долги большими. Ресторан братьев в Сан-Бернардино переименовали в «Большой М», а в 1970 г. его закрыли.

Теперь сам Рэй  Крок определял политику «Макдоналдса» в «большом шоу-бизнесе». Он делал главную ставку на детей. В середине 70-х был разгар бэби-бума, мест для отдыха было не так много, а яркие ресторанчики Макдоналдс с веселыми площадками для игр, с Хэппи-Милзом в разноцветной упаковке и с яркими игрушками, были подходящим местом для отдыха с детишками, где каждый рабочий мог позволить себе накормить своих чад.

Благодаря Рэю Кроку в меню ресторанов появился фрэнч фрай или картофель-фри почти такой, каким он дошел до нас (рецепт привез президент Джэферсон в 1802 г. из Франции). Крок придумал, как можно сделать его дешевым. Он купил мороженую картошку у Джей Ара Симплота из штата Айдахо, который славился картофелем, и добавил ароматизаторы. Аромат и вкус почти всей еды изготовлялся на больших заводах Нью-Джерси. Это стало возможным благодаря эре Эйзенхауэра с лозунгами «атом - наш друг» и «улучшим жизнь химией».

Тем временем, популярность ресторанов «Макдоналс» только росла. В 1974 г. был открыт 3000-ый ресторан в Великобритании. В 1984 г. компания стала главным спонсором Летних Олимпийских Игр, в этом же году умер Рэй Крок.

В 1988 г. был открыт первый ресторан в коммунистической стране - в Белграде, в 1990 г.- первый ресторан в Москве. В 1992 г. был открыт самый большой Макдоналдс, в Китае,  с 700 посадочных мест. В 1993 г. появился первый морской ресторан на корабле, который плавал от Хельсинки до Стокгольма.

Рестораны Макдоналдс дошли до нас почти в первозданном виде, благодаря Рэю Кроку.

 

Источники: