На главную страницу


Илющенко Г.

 

Наверняка, многие слышали этот термин, возможно, некоторые даже вспомнят некоего Хантера Томпсона и что он «как-то связан с Джонни Деппом». Но точное определение понятию «гонзо-журналистика» редко кто может дать. В этом вам поможет данная статья.

 

Кулак Гонзо. Символ гонзо-журналистики и Томпсона в частности

Начать стоит с объяснения значения загадочного слова «гонзо». Споры по этому поводу не утихали с самого момента первого употребления слова редактором Boston Globe Биллом Кардосо в 1970 году. В его рецензии на статью Хантера С. Томпсона, самого основоположника гонзо-журналистики, «Дерби в Кентукки упадочно и порочно» промелькнула фраза «это чистый Гонзо журнализм». Позже Кардосо объяснил, что это слово из ирландского сленга и обозначает последнего стоящего на ногах человека после пьянки. Также редактор заявил, что корни слова гонзо – gonzo – исходят из искаженного французского gonzeaux, обозначающего в дословном переводе «сияющий путь».

Еще одно объяснение можно отыскать в устной биографии Томпсона, где говорится о том, что слово «гонзо» было взято у соответствующего названия песни нью-орлеанского джазового исполнителя Джеймса Букера, которое, в свою очередь, пришло из имени одного из героев фильма «Торговец Наркотиками» (англ. «The Pusher» - сленг.нарк. «толкатель, тот, кто продает наркотики») 1960 года.

Все, кто связывает понятие «гонзо-журналистика» с Хантером Томпсоном, будут правы. Ведь именно американский журналист впервые использовал стиль «гонзо» в написании статьи, а именно – «Дерби в Кентукки упадочно и порочно» о скачках в Луисвилле, родном городе Томпсона. Особенность ее заключалась в следующем: Хантер Томпсон, работавший тогда на скачках с художником Ральфом Стедманом, столкнулся с двумя факторами, предопределившими содержание и стилистику статьи.

Фактор первый: со своих мест Томпсон и Стедман просто не видели саму гонку лошадей, поэтому им пришлось работать с тем, что происходило вокруг скачек – вечеринки, пьянки, орущая толпа, погрязшая в разврате и тому подобное. В статье Томпсон писал, что им со Стедманом пришлось окунуться в эту атмосферу с головой, чтобы составить образ того слоя общества, на который они изначально планировали карикатуры.

Второй фактор: дедлайн, к которому Томпсон не успевал, и в итоге ему пришлось отдать редактору на верстку блокнот с отрывочными записями о скачках. Записи эти были наполнены субъективизмом настолько, что сама статья, в конце концов, не была похоже на журналистскую вообще. Кстати, есть теория, что Хантер Томпсон намеренно не писал чистовик статьи, ограничившись набросками в блокноте и сюрреалистическими скетчами Стедмана, чтобы как можно точнее отобразить атмосферу скачек. Как бы то ни было, начало гонзо-журналистике было положено.

Вообще, Хантер Томпсон был интереснейшей личностью. Информационной деятельностью он начал заниматься еще во время службы в армии на авиабазе во Флориде. Далее всего за несколько лет Томпсон сменил множество мест работы, занимаясь в основном независимой журналистикой для американских газет. В 1963 году он женился на Сандре Коллин, с которой его связывали давние романтические отношения. Через год у пары родился сын Хуан.

Одной из главных вех в его карьере стала книга о байкерах мотоклуба Ангелы Ада, с которыми он находился в тесном контакте до тех пор, пока те не избили его без каких-либо явных причин. Расцвет же карьеры Томпсона пришелся на период работы в журнале Rolling Stone. Именно в нем были опубликованы две пожалуй самые главные книги писателя – «Страх и Ненависть в Лас Вегасе», по которой много позже был снят блестящий фильм с Джонни Деппом и Бенисио Дель Торо в главных ролях, а также «Страх и Ненависть на Предвыборной кампании 72»/.

Первая книга посвящена знаменитой гонке на мотоциклах Минт-400 в пустыне Невада, проходившей под Лас Вегасом, а также полицейской наркологической конференции. Отличительная черта произведения – не просто субъективное описание опыта участия в происходящих событиях, а описание действий, совершенных под наркотиками, которые, между прочим, играли большую роль в формировании Томпсона как гонзо-журналиста.

Вторая книга представляет собой сборник статей о предвыборной гонке Никсона и Макговерна. Все статьи были буквально пронизаны критикой Никсона и его методов управления. В то же время, Томпсоном всячески одобрялись демократы и Макговерн конкретно. Однако после его поражения на президентских выборах 1972 года, писатель сказал, что окончательно пресытился политикой.

Из более поздних произведений Томпсона можно отметить «Проклятие Гавайев», в каком-то смысле логическое продолжение «Страха и Ненависти в Лас Вегасе», и «Царство Страха» - прощальное слово к 19-му веку.

Насколько яркой была жизнь Томпсона, настолько же ярким получился его уход: Хантер Стоктон Томпсон покончил жизнь самоубийством в возрасте 67 лет выстрелом в голову. Причин суицида до сих пор никто не знает. Существует мнение, что смерть стала выражением жизни Томпсона, как бы парадоксально это не звучало. Свобода от смерти для писателя заключалась в возможности самому определить время ухода из жизни.

Оглядываясь на прошлое, можно с уверенностью сказать, что Томпсон так и остался ярчайшим представителем гонзо-журналистики.

Безусловно, стоит сказать о представителях течения Новой Журналистики, являвшегося популярным в 60-е годы. Каких-то отличительных черт это течения не имело, скорее это было собирательное название для жанров и стилей публицистики, популярных в то время, среди которых конечно выделялась гонзо-журналистика.

Итак, среди важнейших авторов Новой Журналистики выделяют Тома Вульфа, известнейшего в США писателя. В его беллетристских произведениях также можно встретить наркотики как почти самостоятельных героев повествования.

Упомянуть также необходимо Джорджа Плимптона, известного своими спортивными репортажами,  Лестера Бэнгса, известного рок критика 70-х, Терри Саутерна, который в своих литературных изысканиях попробовал почти все – от коротких эссе до написания сценариев для знаменитейшего шоу «Saturday Night Live»; и Джона Бирмингема, представитель уже современной публицистики, выросший во времена расцвета гонзо-культуры.

 

Хантер С. Томпсон

 

Том Вульф

 

 

Джордж Плимптон

 

 

Лестер Бэнгс

 

 

Терри Саутерн

 

 

Джон Бирмингем

 

С научной точки зрения гонзо-журналистика не может быть полезна. Субъективность описания событий не позволяет трезво взглянуть на объект журналистского исследования. Однако с культурной точки зрения гонзо-журналистика – это бриллиант публицистики. Ведь в данном случае наибольшую ценность представляет возможность самому окунуться в происходящее, вместе с автором прочувствовать окружающую атмосферу, взглянуть на события с неожиданного ракурса.

В целом, гонзо-журналистика, а точнее ее расцвет в 70-х годах 20 века стал одним из проявлений той знаменитой американской свободы. Тот самый дух свободы, возможностей и приключения с легкостью можно прочувствовать в произведениях прежде всего Томпсона и Вульфа. Иными словами, для гонзо-стилистики важно не столько что происходит, а как это чувствуется, какие эмоции провоцирует. Революционность этого подхода для обычно суховатой журналистики, где цель – донести факты до читателя, переоценить невозможно.

 

Ссылки:

http://www.gonzo.org/articles/lit/esstwo.html

http://espace.library.uq.edu.au/eserv/UQ:10764/mhirst_gonzo.pdf

http://fmgu.ru/?p=66

http://fmgu.ru/?p=579