На главную страницу


Осокин А.

 Уставшая после долгого рабочего дня, помощница портного Роза Паркс 1 декабря 1955 г. села в автобус в г. Монтгомери, штат Алабама, В соответствии с городской политикой расовой сегрегации первые десять рядов отводились для белых, а последние двадцать шесть – для чернокожих. Тем не менее, когда сиденья для белых заполнялись, белые могли занимать места чернокожих. После того как на остановке вошел один белый пассажир, для которого не оказалось свободного места, Розе Паркс и ее соседке в одиннадцатом ряду было приказано освободить места, но она отказалась. Была вызвана полиция, и женщину арестовали.

Как секретарь местного отделения Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения Роза Паркс уже ранее обсуждала возможность бойкота городских автобусов. Теперь такой момент настал. Был объявлен однодневный бойкот 5 декабря, и в результате проведенного собрания была образована Ассоциация по улучшению Монтгомери. Недавно получивший приход в баптистской церкви на Декстер-авеню никому не известный 26-летний священник Мартин Лютер Кинг-мл. был выбран руководителем ассоциации. В ту же самую ночь, обращаясь к многотысячной толпе, он призвал к продолжению бойкота как христианской ненасильственной кампании, которая будет продолжаться «до того дня, когда справедливость польется могучим водопадом, а стремление к добродетели превратиться в могучий поток».

11842578.jpgНесмотря на личные трудности участников, обстрелы и заключение в тюрьму, бойкот продолжался целый год. В нем участвовали в общей сложности около 40 000 чернокожих. И даже после того, как его дом подвергся нападению, а сам Кинг и более ста участников бойкота были арестованы за "попытку помешать автобусу", его неизменная вежливость и приверженность ненасильственной тактике вызывали уважение к движению и дискредитировали сторонников сегрегации в Монтгомери. Когда в доме Кинга, где находились его жена и маленькая дочь, раздался взрыв, у некоторых возникло ощущение, что за этим последуют массовые беспорядки. Но Кинг успокоил толпу: “Мы должны возлюбить наших врагов - относиться к ним с добром. Вот как мы должны жить, мы должны отвечать на ненависть любовью. Мы должны любить наших белых братьев, как бы они ни поступали с нами".

Позднее белый полицейский из Монтгомери рассказал журналисту: "Скажу вам честно, я был в ужасе. Своей жизнью я обязан этому священнику, как и все другие белые люди, которые там были”.

Многие ходили на работу пешком, в то время как чернокожие владельцы такси подвозили тех, кто жил довольно далеко за те же десять центов, сколько стоил проезд в автобусе. Тем временем потерявшие работу белые водители автобусов были временно наняты на службу в полицию. Они выписывали бесчисленные штрафы чернокожим водителям за малейшее нарушение. К апрелю финансовые потери автобусной компании были настолько велики, что ее представители объявили о готовности отменить расовую сегрегацию. Тем не менее, городское правительство настаивало на том, чтобы законы продолжали действовать. Когда районный суд выступил против отмены, прошение было подано в Верховный суд. Последний, наконец, принял решение в ноябре 1956 г. объявить разделение по расовому признаку в общественном транспорте вне закона. 21 декабря преподобный Марти Лютер Кинг впервые сел в совместный автобус в Монтгомери.

По материалам:

- Ward G. The rough guide history of the USA. London; New York, 2003.
- Словарь американской истории /Под ред. Т. Первиса. М., 2007.
- Montgomery Bus Boycott - http://www.africanaonline.com/montgomery.htm
- "Надоело уступать": автобусный бойкот в Монтгомери - http://www.america.gov/st/hr-russian/2009/January/20090219112611jmnamdeirf0.6131512.html