На главную страницу


Кащеева К.

 

Наверно всем известно, что в США есть две главные политические партии – демократическая и республиканская. У каждой из этих партий свои символы – у демократов это синий цвет и осёл, у республиканцев – красный и слон. Но есть у них ещё одно неофициальное разделение. Две крупнейшие корпорации, вечно соревнующиеся за целевую аудиторию, как демократы и республиканцы – за свой электорат. Два крупнейших мировых бренда - корпорации Pepsi – Cola (спонсирует демократов) и Coca – Cola (республиканцев).

В далёком 1886 году аптекарь из Атланты, сам того не подозревая, смешав кокаин и африканские орехи дерева кола, изобрел напиток, чей бренд через 130 лет стал самым популярным и дорогим в мире. Аптекаря звали Пембертон Фрэнк Робинсон, он придумал и название, и логотип, которые мы видим на продукции компании до сих пор. Правда ему ещё долго пришлось работать над вкусом Coca-Cola, путем проб и ошибок, он примешивал различные масла и травы и вскоре вышел вполне сносный напиток темно-коричневого цвета, который тут же стал продаваться в аптеках как тонизирующее и успокаивающее средство. Из-за того, что напиток был густым, его приходилось разбавлять водой и вкус получавшейся смеси оставлял желать лучшего, пока, несколько лет спустя, одному моряку не пришло в голову разбавить  Coca-Cola содовой. В 1903 году  компании, чьи заводы в то время строились уже и за пределами США, пришлось отказаться от использования кокаина, который было решено заменить на листья коки. Популярность напитка росла с каждым годом, в 1928 году Coca-Cola впервые стала спонсором олимпийских игр, кем является и по сей день. А в 1930 году креативщики компании придумали образ Санта-Клауса, каким он известен в наши дни – это был продуманный рекламный трюк – одеть его в цвета кока колы – красный и белый.

Pepsi-Cola была изобретена двенадцатью годами позже, офицером Калебом Бредемом. Её состав отличался от Coca-Cola разве что отсутствием кокаина, который был заменен на пепсин. В 1922 году появилось название, под которым продукт представлен на рынке и сегодня, до этого он назывался просто – напиток Бреда. Смена названия произошла из-за банкротства и потери Калебом Бредемом компании. В общей сложности, Pepsi меняла своих владельцев около пяти раз, прежде чем в 1939 году Loft Incorporation покупает компанию и даёт ей окончательное название – Pepsi Co. Началом противостояния корпораций можно назвать 1938 год, когда Coca-Cola подала первый судебный иск против Pepsi Co за незаконное использование слова «кола». Однако ни он, ни последующие иски результатов не принесли. Постепенно корпорации начали делить сферы интересов, скупать компании – так Pepsi выкупила Pizza Hat и Тассо Bell, а Coca – Columbia Pictures. Позже Coca-Cola разработала первые космические контейнеры, из которых могли пить космонавты, и, чтобы не отставать, Pepsi Со пришлось послать 1,2 – метровую голубую банку Pepsi на российскую станцию «Мир». За всю историю существования корпорации Coca-Cola всего раз уступила пальму первенства Pepsi - в семидесятых годах двадцатого века по всей Америке были проведены так называемые  «слепые тесты» на вкус – и большинство предпочло Pepsi. Президент компании Coсa-Cola тут же принял решение об изменении рецепта – не прошло и года, как к ней вернулись лидирующие позиции. Даже вторая мировая война  не смогла так подкосить рейтинг компании, более того, в те годы он заметно возрос благодаря продуманной акции - всем военнослужащим были бесплатно предоставлены 5 миллиардов бутылок напитка.

Сейчас стоит ввести в поисковых сетях названия Pepsi или Coca – сразу же выпадут тысячи сайтов с примерами использования газировки в качестве растворителя накипи и ржавчины, чистящего средства от пятен на одежде. О негативном влиянии этих напитков на здоровье человека твердят новости, пишут газеты, но вопреки всему их продажи только растут. Вот что означают в наше время правильная реклама и раскрученный бренд.

По материалам: